Архив статей журнала
В статье проведен анализ современного состояния кинопроизводства в России. Рассматриваются изменения на отечественном кинорынке, включая государственную поддержку, увеличение объемов производства и развитие онлайн-платформ. Отмечаются проблемы, связанные с возросшей стоимостью производства и нехваткой времени на подготовку к роли. В работе представлен инновационный подход «инсталляция роли» для управления подготовкой актеров к киносъемкам, показаны возможности в условиях современного массового кинопроизводства. Метод направлен на быстрое и эффективное погружение актера в роль, учитывая временные ограничения и требования режиссеров. Автор подчеркивает важность социологического подхода в кинопроизводстве, помогающего продюсерам, актерам и режиссерам разбирать контекст и социальный атом создаваемых образов. Статья затрагивает вопросы трансформации актерского образования и позицию кинематографа в формировании общественного сознания. Метод «инсталляции роли» может стать эффективным инструментом в решении современных проблем кинопроизводства, мотивации и совместного управления проектами, способствуя созданию качественного и социально значимого контента.
Статья посвящена анализу факторов, влияющих на социальное благополучие различных групп населения в России. В рамках исследования была проведена оценка текущего состояния социального благополучия на основе ключевых показателей, таких как уровень доходов, доступ к образованию, медицинское обслуживание, уровень социальной поддержки и удовлетворенность жизнью. Используя анкетирование, интервью и анализ статистических данных, были проанализированы основные социальные группы, включая работников коммерческих предприятий, работников бюджетной сферы, предпринимателей и пенсионеров. Полученные результаты позволили выявить различия в уровне социального благополучия и степень уязвимости к современным рискам, таким как экономические и политические кризисы, технологические изменения и социальные факторы. Статья также предлагает рекомендации по улучшению социального благополучия и снижению рисков для наиболее уязвимых групп населения.
В представленной статье проанализирован вопрос, связанный с проблематикой оценки эффективности инструментов формирования доверия в современном нестабильном и нелинейном российском обществе. Методологическую базу исследования составили подходы к доверию Г. Зиммеля, Дж. Коулмана, Р. Хардина. В эмпирическую основу положены результаты социологических исследований, проведенных с участием автором в 2023 и 2024 гг. В статье обосновано, что формирование доверия, культуры доверия является важной задачей, стоящей перед российским обществом. Результаты проводимых социологических исследований показывают повышение уровня доверия населения в целом, в том числе и в молодежной среде. В тоже время положительные тенденции роста доверия в большей степени затрагивают институциональный уровень нежели индивидуальный. Существующие инструменты формирования доверия достаточно гибридны и их эффективность неочевидна. В этой связи становится очевидной задача вычленения эффективных инструментов формирования доверия и определение тех, чья эффективность неоднозначная. Для определения эффективности имеющихся инструментов формирования доверия необходимо использовать определенный, четкий алгоритм действия с конкретными методами, и процедурами. В качестве такого алгоритма может быть предложена универсальная технология оценки эффективности инструментов формирования доверия. Технология предполагает оценку инструментов институционального и индивидуального уровня и основана на принципах системности и целостного подхода, учета рисков, институциональности, инновационности и технологичности, комплементарности, полисубъектности, преемственности, адаптивности, конкурентности. Этапами реализации технологии оценки инструментов формирования доверия в современном обществе могут быть анализ ситуации, прогнозирование, отбор вариантов критериев и показателей оценки.
В статье рассмотрены вопросы развития государственных систем образования государственных служащих в условиях административной реформы в странах постсоветского пространства. Проведен сравнительный анализ систем образования государственных служащих 10 стран постсоветского пространства на основе изучения основных законов о государственной службе, а также иных нормативных правовых актов. В исследовании рассмотрены законы о государственной службе, которая осуществляется в органах публичного управления, в выборку не вошли специальные законодательные акты, регулирующие особенности государственной службы в отдельных органах. Во всех странах так или иначе закреплено право государственных служащих на профессиональную подготовку или профессиональное образование за счет бюджетных средств. В законодательстве стран СНГ о государственной службе сохраняется общий подход к определению форм дополнительного профессионального образования госслужащих. Наиболее популярными формами дополнительного профессионального образования являются переподготовка; повышение квалификации; стажировка. Однако есть некоторые национальные особенности, например, в периодичности или продолжительности обучения. Для государственных служащих в некоторых странах за счет бюджета реализуются и специализированные программы подготовки - магистратура и докторантура. Налицо высокая централизация систем профессионального образования государственных служащих в изучаемых странах. В итоге авторами выделены страны с «традиционным», «европейским» и «смешанным» подходом в реализации дополнительного профессионального образования.
Статья посвящена анализу объектно-предметной области научных публикаций о формировании финансово грамотного поведения населения, в частности научной разработанности и актуальности темы. Был проведен контент-анализ 84 935 названий и аннотаций научных публикаций за 2017-2023 гг. по ключевым словам. В результате были выявлены наиболее популярные категории объектно-предметной области, к которым в научном сообществе проявляли больший интерес. Темы финансовой грамотности, культуры и финансового поведения достаточно широко освещены в научных трудах, однако существенно менее изучена тема, связанная с инструментами формирования финансового грамотного поведения. Более глубинное погружение в данную тему может способствовать определению инструментов и способов повышения финансовой грамотности, наиболее подходящих той или иной категории населения. На основе чего станет возможной разработка эффективной стратегии, направленной на решение конкретных проблем с использованием наиболее действенных методов.
Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, определяющие эффективность социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях, в рамках НИР «Социальные механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях». Вначале работы рассматриваются принципы, правила и инструменты построения доверительных отношений в экономике на примере дискурса международных форумов и высказываний первых лиц государств. Вместе с тем, отмечается, что во внутренней политике первые лица государств рекомендуют управленцам применять цифровые технологии для построения доверия, например, во время избирательного процесса. Анализируются критерии и показатели доверия в экономических отношениях, что стимулирует экономическое развитие социума, улучшает взаимодействие участников рынка и способствует общему благополучию общества. Как показывают различные исследования, на сегодняшний день можно выделить следующие общие критерии доверия в отечественной и зарубежной практике: надежность индивида, организации, государства; развитие индивида и организации; отсутствие обмана; доброжелательность; понимание и уважение чувств партнеров; выполнение обещаний для дальнейшего сотрудничества. Выводы. На основе проведенного исследования выявлены критерии и показатели, определяющие особенности формирования доверия в экономических отношениях. Авторы делают вывод, что в условиях нестабильного и нелинейно развивающегося общества необходим универсальный способ оценки эффективности механизмов формирования доверия. В качестве такого способа может быть предложена универсальная технология, которая реализуется на институциональном и персоналистском уровнях и предполагает учет критериев и показателей, формирующихся на пересечении информационно-рефлексивных, ценностно-нормативных, коммуникационно-интерпретационных и деятельностных механизмов в одном социальном поле.
На современном этапе внешняя политика Российской Федерации в отношении стран Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия) и Республики Беларусь претерпевает значительные изменения. В статье рассматриваются процессы формирования идентичности указанных государств и их влияние на взаимоотношения с РФ. Выделены социально-политические и исторические предпосылки формирования идентичности в странах Прибалтики и Республики Беларусь. Обладая общим советским прошлым, бывшие республики СССР уже в 1991 г. выбирали принципиально полярные векторы развития. Республика Беларусь на основе социального конструкта “советский человек” выстроила новую белорусскую идентичность, тогда как страны Прибалтики выбрали иной путь - методичное уничтожение идеологического и социально-политического наследия СССР, а также борьбу с русским этносом на своей территории. Автор отмечает эффективность современной белорусской идентичности и констатирует фактическую неудачу попытки сконструировать Западом новую идентичность Прибалтики в основе которой лежат антироссийские настроения. Выходом из текущего социально-политического кризиса отношений с Прибалтийскими государствами, по мнению автора, может послужить пример формирования добрососедских отношений с Республикой Беларусь, выполняющей роль социально-политического и культурного транзита между Западом и Востоком. Евразийская переориентация позволила бы укрепить шаткую государственность Прибалтики и открыла бы перспективы для социально-экономического сотрудничества с Россией и ее партнерами.
Развитие научно-технологического прогресса в контексте трансформации международных отношений в XXI в. выдвинули на первый план проблему отношения к искусственному интеллекту в мире. Вопросы этики, права, попытки сформулировать свое видение ситуации, характерны не только для государств, но и для международных организаций. Автор данного исследования своей целью поставил оценку деятельности универсальных и региональных международных организаций в области урегулирования вопросов, связанных с проблемой искусственного интеллекта в международных отношениях. Тема искусственного интеллекта, несомненно, давно обрела глобальный характер. Появление новых угроз и вызовов человечеству несомненно ставит дилемму перед мировым сообществом о той роли, которую искусственный интеллект будет играть в этих процессах. Станет ли это созидательным воплощением, или искусственный интеллект будет носить разрушительную направленность? Ответ на этот вопрос еще не найден. Тем не менее, мы может говорить об ответственности международных организаций, и о том факте, что сейчас активно предпринимаются действия, направленные на закрепление норм в отношении искусственного интеллекта. Так, например, Организация Объединенных наций являясь универсальной международной организацией не могла пройти мимо феномена искусственного интеллекта, так же, как и региональные организации. В этом контексте представляется особо актуальным проанализировать те первые шаги, что делаются в этом направлении, особенно учитывая сложные международные отношения между Россией и недружественными государствами и организациями. Все это необходимо для понимания всех изменения ситуации, связанных с искусственным интеллектом на мировой арене.
Статья посвящена актуальной проблеме избавления от укоренившихся политических мифов, тормозящих сближение народов и стран БРИКС. Различаются естественные и искусственные мифы; развенчание первых позволяет раскрыть новые аспекты этнических мифов, укорененных в менталитете традиционных народов, а демифологизация искусственных политических «псевдо-мифов», как результатов хитроумных политтехнологий, освобождает, например, народы Африки от навязанных западных идеологий, далеких от решения насущных проблем. Чрезвычайно важно демифологизировать коренные политико-мифологические понятия западной политологии, например, понятие демократии, которое становится подлинным орудием политической борьбы, средством «развенчания» любого политического режима, неугодного Западу. Показано, что уже в ХХ в. произошел отказ от сложившейся мифологемы об идеальной демократии, даже в рамках западного мышления. Рассмотрены современные подходы к трактовке демократии в отечественной политологии, свободные от мифологического налета и переосмысливающие ее в различных формах (например, авторитарная, делиберативная, государственная, общественно-политическая). Также рассматривается необходимость развенчания главного мифа Запада, в изложении известного политолога С. Хантингтона, о том, что западная цивилизация является наиболее развитой и вынуждена противостоять всему миру, занимая лидирующую позицию в неизбежном «столкновение цивилизаций». Также с очевидностью рушится один из основополагающих мифов западного мира - о свободе, как одном из главных прав человека. Проблемы демифологизации необходимо осознать всем участникам БРИКС, исторически нового политического объединения, которое в значительной степени строится на основе доверия, консолидации сил и взаимного учета всех национально-государственных интересов.
Политическая картина мира, как высокоуровневый концепт, заключающий в себе понятийно-образные константы, выходит на первый план при анализе и интерпретации внешних и внутригосударственных событий политического, социально-экономического, технологического, экологического характера. Проблема заключается в том, что картины мира отличаются множественностью и проявляют себя в толковании одних и тех же политических событий и ситуаций с разных точек зрения. Мы можем свидетельствовать как столкновения, так и солидарные отношения между политическими картинами мира. Тем не менее, вопрос коммуникативных практик различных политических картин мира в пространственно-временной системе координат остается открытым. Целью статьи является анализ с позиций теории действия и теории коммуникативного действия моделей взаимодействий политических картин мира. Исследовательскими задачами выступают: обзор исторического процесса становления и генезиса концептов «картина мира» и «политическая картина мира», формирование системно-структурных элементов политических картин мира, сравнительный анализ моделей взаимодействия политических картин мира. Выводы. Политические картины мира проявляют себя в четырех видах действий: телеологическом (стратегическом), нормативно-регуляторном, драматургическом, коммуникативном. Представленные виды действий проявляются и выражаются в деятельности политических институтов. Рассмотренные виды или модели взаимодействий политических картин мира представляют собой компенсаторный механизм предотвращения конфликтов на бесчисленной арене картин мира.
Цель статьи - раскрыть содержание проблем энергетической безопасности России в условиях трансформации миропорядка. Исследовательские задачи: охарактеризовать тенденции трансформации мироустройства в современных условиях; проанализировать вызовы и угрозы энергетической безопасности России, а также возможности ее обеспечения в условиях трансформации миропорядка. Методологическая основа исследования - комплексный подход, синтезирующий достижения политологии, теории международных отношений, геополитики, геоэкономики, глобалистики, синергетики. Результаты исследования: выявлены основные направления обеспечения энергетической безопасности России, связанные с противодействием санкционному давлению Запада за счет переориентации экспорта в страны АТР, выстраивания новых финансовых и логистических механизмов, гибкой налоговой политики, импортозамещения. Подчеркивается необходимость формирования новой модели российской энергетики с диверсифицированными внешними рынками сбыта и маршрутами поставок энергоресурсов.
В статье рассматривается историческая ретроспектива накопленного опыта государства в отношении стимулирования рождаемости, укрепления браков и преодолении демографических кризисов в целях выявления действенных механизмов социальной политики. На основе статистических данных проведен анализ современных трендов демографической ситуации в России, разводов в семьях, уровня жизни в многодетных семьях. В статье сформулированы механизмы повышения рождаемости, укрепления семей, долгосрочного формирования традиционных семейных ценностей в стране.