Архив статей журнала
Введение: в статье рассмотрена природа, особенности, теоретическая и практическая значимость разработки механизма правового прогнозирования. Сделан акцент на структурном построении механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его элементов. Цель - обосновать теоретическую и практическую значимость исследования механизма правового прогнозирования в условиях динамики социальных отношений.
Методологическая основа: общенаучные и специально-юридические методы познания: системный, структурно-функциональный, анализ, синтез, формально-юридический.
Результаты: аргументирована позиция автора о необходимости разработки механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его структурных компонентов.
Выводы: механизм правового прогнозирования - необходимый атрибут совершенствования законодательства, способствующий определению перспектив его развития, отвечающих потребностям общества, а также нахождению оптимальных путей совершенствования правового регулирования.
Введение: статья посвящена анализу места и роли юридического прогнозирования в процессе осуществления нормотворческой деятельности. На конкретных примерах показаны негативные последствия неиспользования потенциала прогнозирования в ходе изменения действующего законодательства. Цель - на основе изучения научной литературы и действующего законодательства установить значение юридического прогнозирования в ходе реализации правотворческой деятельности государственными органами.
Методологическая основа: формально-юридический, статистический, сравнительный, системный методы.
Результаты: доказана необходимость проведения юридического прогнозирования на всех этапах правотворческой деятельности для поддержания должного уровня эффективности правового регулирования.
Выводы: благодаря юридическому прогнозированию определяются конкретные перспективные направления правового развития, оцениваются риски с учетом социальных потребностей общества и иных факторов. Предлагается алгоритм осуществления прогнозирования с делением на этапы.
Введение: в историко-правовой науке сохраняется актуальность осмысления теоретических и методологических оснований исследований в области регулирования личных и имущественных отношений в Древнерусском и Московском государстве. Цель - выявить основные подходы в историко-правовых исследованиях истоков гражданского законодательства, сложившихся в России к середине XVII в.
Методологическая основа: принцип историзма и системный подход, логический, аналитический, биографический и проблемно-хронологический методы.
Результаты: выявлены характерные черты и результаты осмысления историко-правовой литературы, затрагивающей вопросы закономерностей становления древнерусского законодательства.
Выводы: становление гражданского законодательства в России к середине XVII в. традиционно просматривается в контексте осмысления источников (форм) права, а также форм его систематизации. Уделяя особое внимание процессу централизации и децентрализации публичной власти, исследователи традиционно акцентируют внимание на эволюции закона как основной формы выражения права.
Введение: раскрытие функциональных особенностей юридической рекомендации видится обоснованным по ряду причин. Во-первых, исследование функций позволяет наиболее полно раскрыть сущность и социальное назначение юридической рекомендации, ее роль на каждом историческом этапе развития общества. Во-вторых, комплексный анализ функций юридической рекомендации дает возможность системно оценить функциональные возможности данного правового феномена, выходя за пределы оценки предназначения отдельного рекомендательного акта. В-третьих, исследование функций юридической рекомендации дополняет основные положения теории функций права, акцентируя внимание на особенностях правового воздействия юридической рекомендации как особого правового средства. Цель - на основе существующих подходов в теории функций права обосновать функции юридической рекомендации и предложить авторскую классификацию функций.
Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации.
Результаты: автором сформулировано понятие функции юридической рекомендации, а взятый за основу критерий особенностей цели и характера правового воздействия позволил дифференцировать функции юридической рекомендации на основные и неосновные.
Выводы: под функциями юридической рекомендации предлагается понимать обусловленные социальным назначением и сущностью имманентные направления и виды правового воздействия на волю, сознание и поведение людей, направленные на достижение определенных целей в механизме правового воздействия. К числу основных функций предлагается отнести функцию государственной ориентации и предупредительную функцию. В числе неосновных функций юридической рекомендации автором обосновываются обеспечительная функция, воспитательная функция, коммуникативная функция.
Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.
Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.
Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.
Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.
Введение: актуальность темы исследования обусловлена проведенной в 2024 г. реформой, направленной на регулирование оборота цифровой валюты, в том числе ее майнинга. Данное регулирование сопровождалось введением новых обязательных требований, предъявляемых к деятельности хозяйствующих субъектов. Цель - изучить, насколько обязательные требования в области майнинга цифровой валюты соответствуют порядку их разработки и принятия, который установлен в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез), формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: определены возможные несоответствия подзаконного регулирования федеральному законодательству в части несоблюдения порядка установления обязательных требований.
Выводы: обозначено, что в целях обеспечения соответствия подзаконных актов, принятие которых носит неотложный характер, федеральному законодательству нужно не допускать неприменение единых правил установления и оценки применения обязательных требований, либо предусмотреть в законе особые условия для отдельных случаев.
Введение: подростковый возраст является наиболее уязвимым с точки зрения психологического дисбаланса, что отражается на ситуации противозаконности несовершеннолетних, поскольку данные преступление характеризуются слабым социальным контролем, что порождает высокую латентность данной категории преступлений. Цель - изложить современный и интерактивный подход к выявлению детерминантов подростковой преступности, которые зависят от индивидуальных черт каждого подростка и базируются на физиологических особенностях организма и личностных качествах.
Методологическая основа: анализ категорий «социальная адаптация» и «девиантное поведение», совокупность сравнительно-правового и формально-юридического методов для процесса познания психологической и правовой материи, ее феноменологии, то есть выявления и разрешения проблем, возникающих при реализации подходов к выявлению причин и явлений подростковой преступности.
Результаты: аргументирована авторская позиция относительно важности методик выявления причин деструктивного поведения, эффективность которых спорна.
Выводы: обозначение причин и явлений девиантного поведения первостепенно перед комплексной профилактической работой.
Введение: в современных условиях геополитической нестабильности обеспечение национальной безопасности становится ключевой задачей. Особую роль в этом процессе играет государственный контроль за оборотом гражданского оружия, осуществляемый войсками национальной гвардии Российской Федерации. Цель - изучить механизмы реализации полномочий Росгвардии по контролю за оборотом гражданского оружия, выявить их влияние на обеспечение безопасности государства, а также рассмотреть законодательные и организационные аспекты этой деятельности.
Методологическая основа: метод анализа нормативных правовых актов, регламентирующих контроль и надзор в сфере оборота оружия.
Результаты: определены ключевые формы контрольно-надзорной деятельности войск национальной гвардии РФ, выявлены изменения в законодательстве, ужесточившие правила оборота оружия, включая повышение возраста для получения лицензии и усиление медицинских требований, проанализированы риски, связанные с распространением оружия из зоны боевых действий, и предложены меры по их минимизации.
Выводы: эффективное правовое регулирование и контроль за оборотом гражданского оружия способствуют укреплению законности и безопасности. Усиление профилактических мер и систематическое ужесточение контроля позволят минимизировать риски противоправного использования оружия, а также обеспечить защиту прав граждан и интересов государства.
Введение: криминалистическая профилактика преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности, является важнейшим направлением защиты и охраны культурного наследия. В настоящее время актуально совершенствование конкретных мер профилактического реагирования на основе анализа типовых обстоятельств, способствовавших посягательству на культурные ценности, в целях снижения уровня преступности и повышения эффективности деятельности контролирующих и правоохранительных органов в профилактической сфере. Цель - определить возможные меры криминалистической профилактики преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности, на основании анализа типовых обстоятельств, а также криминальныхситуаций и способов совершения посягательств.
Методологическая основа: диалектический метод, а также комплекс общенаучных и специальных методов научного познания (анализ, сравнение, аналогия, системный метод и др.).
Результаты: сформулированы основные направления оптимизации организационно-тактических и методических основ криминалистической профилактики для практических работников: разработка профилактических алгоритмов действий ведомственных органов и организаций охраны объектов культурного наследия с учетом ситуационной обусловленности; визуализация алгоритмовс использованием цифровых технологий.
Выводы: в профилактической работе контролирующим и правоохранительным органам при согласованном взаимодействии необходимо анализировать обстоятельства, связанные с деструктивными факторами личности преступника и его поведением, с организацией контрольно-надзорной деятельности в сфере сохранения культурного наследия, в целях повышения качества профилактической работы при составлении представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности, следует учитывать сформулированные в статье критерии.
Введение: всесторонность и полнота исследований являются основополагающими принципами судебно-экспертной деятельности. При производстве криминалистических экспертиз их соблюдение в большинстве случаев требует комплексных исследований, то есть привлечения специалистов из других областей знаний. Это наиболее актуально для трасологической экспертизы производственно-технологических следов. Например, для решения вопросов из области механоскопии требуются знания специалистов-технологов, что объясняется появлением на отечественном рынке изделий массового производства, изготовленных из современных материалов по «закрытым» для широкого использования технологиям. В связи с этим возникают трудности, связанные с отсутствием разработки вопросов организации и правового регулирования взаимодействия между производителями и экспертными службами органов исполнительной власти. Цель - доказать необходимость создания оперативно-справочных баз данных по всем типам изделий массового производства, наиболее часто подвергающихся фальсификации, для более полного и всестороннего трасологического исследования, проводимого как единолично, так и с применением комплексного подхода.
Методологическая основа: общая трасологическая методика идентификационного исследования следов-отображений, основанная на положениях теории криминалистической идентификации.
Результаты: показаны возможные решения проблем исследований при производстве механоскопической экспертизы производственно-технологических следов на изделиях, наиболее часто подвергающихся фальсификации и поступающих в качестве объектов на ее производство.
Выводы: полнота и всесторонность трасологических исследований при производстве механоскопической экспертизы следов производственно-технологического происхождения может быть достигнута при условии создания оперативно-справочных баз данных, содержащих конструктивные характеристики изделий, сведения о технологии их производства, нормативную терминологию, криминалистическую классификацию производственно-технологических признаков, отображающихся в данных следах, сведения о случаях фальсификации разного рода изделий и уже выявленных способах их подделки.
Введение: актуальность проблем, связанных с цифровизацией систем учета преступлений и правонарушений, обусловлена не только общей значимостью вопросов цифровой трансформации деятельности правоохранительных органов, но и тем, что в пяти регионах Российской Федерации, в том числе в Приволжской транспортной прокуратуре, осуществляется пилотный проект по эксплуатации Государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС). Цель - осмыслить проблемы, которые появились при использовании сотрудниками правоохранительных органов системы ГАС ПС для учета преступлений.
Методологическая основа: общенаучные, а также частные методы исследования, диалектический метод познания, формально-юридический подход.
Результаты: несмотря на сложности и проблемы пилотного использования цифровой платформы ГАС ПС, организация единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики позволяет формировать полную и достоверную статистическую информацию, обмениваться информацией между следственными органами и прокуратурой при рассмотрении сообщений о преступлении, возбуждении уголовных дел и направлении сообщений о преступлении и уголовных дел по подследственности.
Выводы: проблемы, существующие сегодня в сфере использования Государственной автоматизированной системы правовой статистики, являются не только следствием пилотности проекта, но и недостаточной разработанностью научных положений и правовых основ применения информационных технологий как в целом в сфере уголовного судопроизводства, так и при учете преступлений.
Введение: уголовный закон охраняет общественные отношения, которые регулируются иными отраслями российского права. В связи с чем невозможно представить УК РФ без бланкетных норм. Конструкция бланкетных норм и разнообразие законодательства, к которому отсылает УК РФ, должны находиться в системном единстве. Цель - выявить проблемы, возникающие при конструировании и применении бланкетных норм. Составо-образующие признаки преступления, содержащиеся в уголовном законе и отсылающие к правовым нормам других отраслей, должны в совокупности позволять однозначно отграничивать законные действия от противоправных.
Методологическая основа: структурно-системный анализ и синтез, комплексный анализ действующего законодательства.
Результаты: выявлены проблемы, которые в большей степени обусловлены не конструкцией самих бланкетных норм действующего УК РФ, а отсутствием согласованности законодательства разных отраслей права и системности в рамках самих отраслей.
Выводы: на данный момент отсутствует должный уровень оценки принимаемого нового законодательства и внесения изменений в действующее с позиции иных отраслей права (системного единства), в частности уголовного законодательства. Хаотичный характер законотворчества не способствует укреплению принципа правовой определенности.