Архив статей журнала
Введение. Нормы советского и российского уголовного законодательства о преступлениях террористической направленности, проанализированные в историческом и современном ракурсах, позволяют рассматривать влияние юридический техники и качества уголовно-правового запрета на состояние уровня преступности.
Материалы и методы. В работе исследован уголовно-политический метод криминализации, но с позиции изменения его объема во времени. Методологическую основу составили системный метод, анализ и синтез, сравнительно-исторический метод.
Анализ. Проанализированы количественные и качественные изменения уголовно-правовых норм террористической направленности и соотнесено состояние уголовного законодательства со статистическими показателями преступлений данного вида. Основной целью является формирование с учетом причин террористической активности действенных правовых решений антитеррористической направленности.
Результаты. Выводные положения, предложенные автором, сводятся к тому, что содержание уголовно-правовых запретов террористической направленности исторически подвергается кардинальному качественному изменению и включает деяния, различные по объекту посягательств. При этом именно расширение перечня составов преступлений влекло за собой положительную динамику данной преступности. В связи с чем целесообразно рассматривать изменение количества совершенных преступлений террористического характера в соотношении с разновидностью посягательств преступлений и их терминологической корректностью. В статье рассмотрены вопросы этапности формирования правовых запретов за совершение преступлений террористической направленности, на этом фоне выделены качественные конструктивные недоработки в уголовных законах 1922, 1926 и 1960 года. Формирование уголовно-правовых запретов не было лишено конструктивных и содержательных проблем. Автор обращает внимание на понятийный аппарат с присущей ему терминологической невыдержанностью, в том числе используемые ранее законодателем понятия терроризма, террористического акта, террористической акции.
Введение. Изучение роли искусственного интеллекта и его влияния на гражданское судопроизводство представляет собой активно исследуемую проблему, поскольку его внедрение становится повсеместным.
Материалы и методы. Исследование построено на научных работах как российских, так и зарубежных ученых. Обращение к научным взглядам конкретных ученых позволило обобщить взгляды на сущность искусственного интеллекта, провести анализ форм его использования. Исследование вопроса обусловило применение общенаучных, логических, сравнительно-правовых методов, а также методов системного и комплексного анализа, позволивших всесторонне и полно изучить современное состояние исследуемого явления.
Анализ. Исследование различных научных разработок позволяет говорить о формировании новой научно-технологической среды, появлении новой области правоотношений с использованием технологий искусственного интеллекта.
Результат. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости формирования специальных норм законодательства по созданию и использованию искусственного интеллекта. Авторы обосновывают необходимость формирования принципиально нового инструментария правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в судопроизводстве, что связано со спецификой электронных лиц, характеризующейся прежде всего трудностями локализации их юридически значимого поведения.
Введение. Современная отечественная практика применения законодательства об административных правонарушениях характеризуется рядом вопросов, обусловленных постоянным совершенствованием законодательства, которое проводится для эффективного противодействия внутренним и внешним вызовам Российскому государству и обществу. Среди таких вопросов принцип справедливости сохраняет свое главенствующее значение, определяя статус механизма административной ответственности именно как средства государственного управления. Особенности практической реализации данного принципа находят выражение, помимо прочего, в институте освобождения от административной ответственности, одним из оснований которого выступает малозначительность административного правонарушения – категория оценочная и весьма значимая для практики применения законодательства об административных правонарушениях.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе положений действующего законодательства об административной ответственности, материалах соответствующей судебной практики и работах исследователей по данному вопросу.
Анализ. Положения действующего законодательства и решения высших судов, содержащие разъяснения данных положений, не дают исчерпывающего представления об особенностях применения норм о малозначительности административного правонарушения, в том числе, касательно соответствующих категорий дел и субъектного состава.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что нормы об освобождении от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения требуют дополнительных разъяснений со стороны Верховного Суда Российской Федерации для определения категорий нарушений, на которые распространяются данные нормы, а также круга субъектов, к которым они применимы. Формулируется авторская позиция по возможным ответам на поставленные вопросы.
Введение. Правовой анализ статуса преподавателя высшей школы невозможен без учета процессов глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Данные процессы определили систему факторов, влияющих в большей или меньшей степени на системы образования безусловно всех стран мира. Эти факторы напрямую влияют на содержание и объем социально-трудовых прав главной фигуры в системе высшего образования – преподавателя. Г. У. Матушанский и Ю. В. Рогов, в частности, в число таких факторов включают процессы, обусловленные глобализацией, интернационализацией образовательных систем стран Европы и всего мира в целом, серьезным уменьшением бюджетного финансирования по причине углубления мирового финансово-экономического кризиса. Кроме того, глобальной тенденцией в сфере высшей школы стала практическая необходимость замены предметно-ориентированного обучения на подготовку выпускников, нацеленных на решение задач, поставленных работодателями, что, в свою очередь обусловлено низким качеством подготовки специалистов – выпускников вузов. Национальный законодатель в таких условиях именно поэтому видит возможность использовать проверенный положительный опыт зарубежных государств в процессе правового регулирования проблем системы образования, включая закрепление правового статуса педагога высшей школы. Дело в том, что зарубежные государства уже адаптировали национальные образовательные системы с учетом всех названных выше факторов, в особенности с учетом серьезного уменьшения финансовых расходов государства на образование. Поскольку в нашей стране сравнительно-правовые исследования применительно к сфере трудовых отношений и образования практически не проводились, постольку серьезный интерес к социально-образовательному праву зарубежных стран сохраняется до сих пор. Однако актуальными как для российского, так и зарубежного исследователя и правотворца остаются вопросы, связанные со спецификой труда преподавателя высшей школы, уровнем его значимости для общества и государства, особенностями правового регулирования содержания трудовой функции, оплаты, охраны, нормирования труда преподавателя вуза. Современные российские ученые, к сожалению, довольно слабо освещают зарубежный правовой опыт регулирования правового статуса педагога высшей школы. Публикации ученых, конференции и круглые столы посвящены, как правило, общим проблемам повышения уровня подготовки выпускников вузов, формированию компетентностного подхода, перспективам преподавательской и студенческой мобильности, психологическим аспектам реформирования высшей школы. Вместе с тем вопросам социально-трудового статуса педагога высшей школы ученые уделяют крайне мало внимания.
Материалы и методы. Авторы анализируют высказанные в науке точки зрения по поводу проблем, связанных с правовым регулированием труда преподавателя вуза (содержание и срок трудового договора, структура трудовой функции, оплаты труда и пр.), в контексте особенностей современного российского государства и права. В процессе исследования использовался целый комплекс теоретических принципов, логических приемов и специальных методов и средств познания государственно-правовых явлений (историко-правовой, сравнительно-правовой и пр.).
Анализ. Авторами анализируются положения действующего трудового законодательства России о труде преподавателя высшей школы в условиях глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Авторы выявили влияние российского законодательства о труде педагогов на правовую систему Республики Южная Осетия. Содержание трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения имеет свои существенные особенности, определяющие специфический характер и условия работы. Вместе с тем, до сих пор в нарушение требования Трудового кодекса РФ не разработан и не внедрен профессиональный стандарт преподавателя. Авторами выявлены причины данной ситуации. Анализ правовых гарантий преподавателей вузов показал, что они практически отсутствуют применительно к нормированию и оплате их труда по причине отсутствия четких и прозрачных законодательных актов по данным вопросам. Обращается внимание на положительную роль Конституционного Суда РФ, по отрицательной оценке, сложившейся практики работодателей-вузов заключать краткосрочные трудовые договоры с преподавателями. В статье уделяется внимание системным проблемам в установлении условий труда преподавателей вузов.
Результаты. По итогам проведено исследования можно сделать вывод, о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие труд преподавателей вуза, имеют существенные пробелы, не позволяющие на должном уровне оценить трудовую функцию преподавателя высшей школы, оплатить и нормировать их труд. Авторы отмечают крайне низкую эффективность правового регулирования труда преподавателя высшей школы в социально-трудовой сфере современной России. Решение данных проблем видится авторами в острой необходимости внесения дополнений в действующий закон РФ об образовании и соответствующую главу Трудового кодекса России о содержании трудовой функции преподавателя вуза, оплате и нормировании его труда. Следует повысить и качество локального и договорного регулирования условий труда преподавателя высшей школы, а также усилить государственный надзор и общественный контроль за соблюдением трудовых прав преподавателей вузов.
Введение. В статье рассматриваются вопросы становления и развития органов прокуратуры пореформенного периода второй половины XIX в. и их деятельности на территории Ставропольской губернии и Терской и Кубанской областей. Показаны процессы трансформации органов прокурорского надзора в соотношении с ростом преступности в регионе и стремлением местных властей к усилению состава служащих правоохранительных органов в целом и прокурорских работников в частности.
Материалы и методы. При исследовании темы использованы материалы, как центральных, так и местных архивов, а также часть источников, опубликованных в дореволюционной печати. Так, например, на основе статических данных ежегодных отчетов Министерства юстиции Российской империи о функционировании судебной системы страны в статье представлен детализированный анализ результатов их работы и сопряженной с нею деятельности органов прокурорского надзора и дана оценка как содержательной части их службы, так и численному составу.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что органы прокурорского надзора Северного Кавказа не только следили за исполнением российского законодательства, являясь «оком государевым», но и после проведения судебной реформы в России 1864 г. стали неотъемлемым элементом организации и проведения целого ряда уголовных и гражданских процессов, выступая в качестве стороны обвинения в суде. Состязательный процесс с участием прокурора и адвоката стал ярким примером нового пореформенного судебного законодательства, способствующего включению Северо-Кавказского региона в общероссийскую орбиту распространения гражданских прав на местное многонациональное население.