Архив статей

Поиск истоков христианской литургии: некоторые методологические размышления 1 (2025)
Выпуск: № 1 (53), Том 17 (2025)
Авторы: Брэдшоу Пол Фредерик

В статье рассматривается методология изучения христианского богослужения в связи с иудейской богослужебной традицией. Автор указывает на новые вызовы, которые побуждают ученых переосмысливать концепции предыдущей эпохи в связи с достижениями в области исследований как раннехристианской, так и иудейской богослужебной практики. Основополагающим в исследованиях 2-й половины XX в. является тезис о вариативности богослужебных практик и разнообразии региональных литургических традиций, поэтому на смену гипотезе о существовании единого пра-текста, лежащего в основании групп литургических текстов, были выдвинуты предположения об изначальной множественности текстуальных версий и литургических практик, характерных как для иудейского, так и для раннехристианского богослужения. В этом отношении первой была диссертация Й. Хайнемана, однако его идеи лишь постепенно получили признание в академической среде. Изучение иудейского богослужения во второй половине XX в. привело к формированию комплексного подхода, использующего не только методы критики форм и редакций, заимствованные из библеистики, но также опирающегося на методологические построения А. Баумштарка и других специалистов в области литургики. Тем не менее гипотеза о существовании литургического пра-текста как представление о единой для многих последований структуре и общих элементах получила поддержку в работах Г. Дикса. Историко-литургические исследования раннехристианского богослужения во 2-й половине ХХ в. свидетельствуют о необходимости и продуктивности рассмотрения христианского богослужения в сопоставлении с иудейскими богослужебными практиками того же периода. На основании новых концепций, авторы которых анализируют данные об иудей ском богослужении и христианской литургической практике, Пол Брэдшоу приходит к выводу, что принятые теории о характере взаимодействия и взаимо влияния этих богослужебных традиций должны быть пересмотрены.

Сохранить в закладках
РОЛЬ СОБОРОВ В ЖИЗНИ ОБЩИН СТАРООБРЯДЦЕВ-ПОМОРЦЕВ ЮЖНОГО УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА (2025)
Выпуск: № 3 (55), Том 17 (2025)
Авторы: Мангилёв Петр Иванович

В статье на материале различных источников (старообрядческие исторические и полемические сочинения, соборные 1 постановления и др.) делается попытка обобщить сведения о практической, организационной стороне деятельности старообрядческих соборов, о роли соборного начала в жизни старообрядческих общин Южного Урала и Зауралья. Обобщены сведения о количестве и составе участников соборных заседаний, о времени и месте проведения соборов, о подготовке и ходе самих соборных заседаний, о вопросах, которые выносились на соборное обсуждение. Установлено, что в заседаниях старообрядческих соборов принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен человек (Курганский собор 1924 г. - 400 участников). На соборах могли присутствовать представители общин центральной России. Главным предметом соборных заседаний был вопрос о возможности заключения брака без участия священника. Полемика о браке всегда занимала значимое место в жизни поморского согласия, в изучаемом регионе приобрела особую остроту после неоднозначных решений Озерского собора 1875 г., приведших к разделениям в согласии. Разделения активизировали соборную деятельность. Соборы рассматривали вопросы о церковном пении, выбирали настоятелей старообрядческих общин, выносили судебные решения. Источники сохранили данные о 25 старообрядческих соборах, которые прошли в регионе в период с 1850-х гг. до 1925 г. Материалы соборных решений позволяют прийти к выводу о том, что соборы были основным регулятором внутренней жизни поморского старообрядческого сообщества Южного Урала и Зауралья

Сохранить в закладках