Статья посвящена анализу современных тенденций автомобильного рынка России в условиях экономических и политических ограничений. Рассмотрены изменения в структуре продаж, вызванные уходом западных производителей и усилением позиций азиатских брендов. Особое внимание уделено вопросам логистики, локализации производства, развитию сегмента коммерческого транспорта и сервисной инфраструктуры. Проанализированы вызовы, связанные с технологическим отставанием, кадровым дефицитом и высокой стоимостью автокредитования. Отдельно освещены перспективы цифровизации, электрификации и внедрения инноваций, включая беспилотные технологии. Сделан вывод о способности рынка адаптироваться к внешним условиям и формировать устойчивую модель развития.
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы применения аналитики данных в процессе принятия управленческих решений. Актуальность темы обусловлена цифровой трансформацией экономики, в рамках которой данные являются главным ресурсом организаций. Проведен анализ научных подходов к использованию системного анализа, интеллектуальной и бизнес-аналитики как инструментов повышения эффективности управления. Эмпирическая часть исследования основана на результатах опроса кадровых специалистов коммерческих организаций города Краснодара, направленного на выявление степени цифровизации кадровых процессов и роли аналитики данных в управлении персоналом. Установлены статистически значимые корреляции между качеством данных, уровнем цифровой компетентности и оперативностью принятия решений. На основе анализа предложено концептуальное описание интегрированной системно-аналитической модели поддержки стратегических решений, отражающей циклический характер управленческого процесса - от постановки целей и обработки данных до визуализации, реализации решений и обратной связи. Применение данной модели способствует переходу от интуитивного управления к доказательному, повышает прозрачность, обоснованность и адаптивность управленческих решений в организациях.
В условиях глобальной трансформации энергетического сектора особое внимание уделяется поиску более эффективных и устойчивых форм управления электроэнергией. Одним из таких решений являются интеллектуальные энергетические сети (smart grid), способные повысить надежность, сократить потери и снизить затраты в долгосрочной перспективе. Настоящее исследование направлено на сравнительный анализ экономической эффективности традиционных энергетических систем и smart grid на основе таких показателей, как капитальные и эксплуатационные затраты, срок окупаемости, потери в сети и уровень автоматизации. Обобщены эмпирические данные и кейсы внедрения интеллектуальных сетей в различных странах. Сделан вывод о потенциальной рентабельности smart grid при определённых институциональных и инфраструктурных условиях.
В статье рассматриваются признаки «охлаждения» экономики России в 2025 году и прогноз продолжения ее роста в этом же году на основе нейтрализации этих признаков. Анализируются темпы и факторы, влияющие на «охлаждение» мировой экономики по сравнению с российской. Исследуются изменения в бюджетно-налоговом законодательстве, направленные на актуализацию доходной и расходной частей федерального бюджета в 2025 году, на снижение инфляции, укрепление курса рубля, усиление динамики инвестиций на основной капитал. Раскрывается влияние цифровизации на развитие экономики России как важного фактора технологического прогресса, значимого не только для преодоления «охлаждения» экономики, но и для ее успешного развития.
Статья посвящена анализу трансформации бизнес-моделей под воздействием технологий больших данных в современной экономике. Рассматриваются теоретико-методологические основы применения больших данных, их влияние на стратегическое управление предприятиями и институциональные ограничения цифровой модернизации. Особое внимание уделено вопросам адаптации традиционных моделей бизнеса к новым технологическим условиям и выявлению рисков цифровизации. В табличном виде обобщены количественные показатели, иллюстрирующие влияние внедрения технологий больших данных на трансформацию бизнес-моделей российских компаний. Внедрение технологий больших данных характеризует положительный эффект ключевых параметров бизнес-моделей российских компаний: ускорение процессов, рост доходности и увеличение доли новых продуктов в выручке. На основании анализа отечественных исследований выявлены ключевые направления изменений, включая повышение гибкости бизнес-процессов, интеграцию аналитических инструментов и усиление клиентоориентированности.
В статье рассматривается влияние цифровых платформ на трансформацию социальных взаимодействий в трудовых коллективах, акцентируя внимание на изменениях в коммуникационных процессах, распределении ролей и формировании корпоративной культуры в условиях цифровизации.
Целью исследования является выявление механизмов воздействия цифровых технологий на организацию труда и социальную интеграцию сотрудников. Методологическая база работы включает анализ отечественных исследований, обобщение эмпирических данных и оценку практического опыта применения цифровых инструментов в профессиональной среде. Установлено, что цифровые платформы способствуют повышению прозрачности взаимодействий, ускорению обмена информацией и оптимизации рабочих процессов, но при этом порождают новые проблемы, связанные с риском социальной изоляции и снижением уровня межличностных контактов. Уделено внимание роли цифровых сервисов в поддержке профессионального развития, адаптации сотрудников и укреплении корпоративной сплоченности. Особенность исследования заключается в том, что оно позволяет оценить технологические и организационные, а также социально - психологические эффекты цифровизации, которые необходимы для разработки эффективных стратегий управления современными трудовыми коллективами.
Настоящее исследование посвящено вопросу эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях цифровизации российской экономики, особое внимание уделено аспектам цифрового взаимодействия между бизнесом и государством.
Цель работы заключается в выявлении ключевых тенденций развития сектора МСП, определении существующих проблем и выработке рекомендаций по повышению действенности государственных инициатив в цифровую эпоху.
Используя комплекс методов, включающий сравнительный и статистический анализ официальных данных Федеральной налоговой службы, Единого реестра МСП, Корпорации МСП и Министерства экономического развития за период 2019-2024 годов, а также экспертные оценки и опросы представителей предпринимательского сообщества, были получены следующие основные результаты: количественно определены темпы увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, активно пользующихся электронными государственными сервисами; обнаружены существенные различия в уровне цифровизации разных регионов и отраслей экономики, вызванные особенностями их социально- экономической структуры; эмпирически подтверждено, что наибольшей популярностью пользуются мероприятия по оказанию финансовой помощи и организации образовательной поддержки; обоснована важная роль цифровой грамотности и развитой инфраструктуры для эффективного предоставления государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
Цифровизация значительно облегчила предпринимателям получение необходимых услуг и уменьшила бюрократические преграды, однако выявлены серьезные препятствия, такие как недостаточность цифровой инфраструктуры в регионах, низкий уровень цифровой компетенции среди малых предприятий и несовершенство интеграции электронных сервисов. Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дальнейшее совершенствование государственного регулирования и развитие цифровой среды являются важнейшими факторами успешного функционирования и устойчивого роста российского малого и среднего бизнеса.
Представленные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего научного осмысления механизмов сокращения территориального неравенства, расширения цифровой инфраструктуры, обновления законодательства и разработки образовательных программ для предпринимателей, способствующих повышению доступности и эффективности государственной поддержки МСП в условиях цифровизации экономики.
В условиях усиления роли государства в экономике и роста требований к эффективности бюджетных расходов закупки товаров, работ и услуг за счёт бюджетных средств играют ключевую роль в реализации социально - экономической политики России. Особое значение они играют в здравоохранении, где масштабы и социальная значимость закупок напрямую влияют на доступность и качество медицинской помощи. В этом контексте совместные закупки, как инструмент агрегирования спроса нескольких заказчиков, рассматриваются в статье в качестве способа повышения прозрачности, экономии бюджетных средств и оптимизации контрактной системы. На основе данных Единой информационной системы в сфере закупок, в статье анализируется практика совместных закупок лекарственных препаратов. Исследование выявляет устойчивый рост числа таких закупок: за 2017-2024 гг. их количество увеличилось более чем в 2,5 раза. Анализ показывает, что экономия бюджетных средств в совместных закупках варьирует от 15% до 80%, что подтверждает высокий потенциал данного механизма. Однако реализация совместных закупок сталкивается с системными барьерами: отсутствие чёткого правового определения в 44-ФЗ, сложности координации между участниками, разрозненность сроков финансирования, ручной характер согласования договоров о совместной деятельности, потери региональных наценок при увеличении суммы контракта свыше 10 млн. руб. Эти факторы замедляют процедуры контрактации и снижают заинтересованность участников. Особенно остро проблема проявляется в условиях национальных проектов, где задержки в закупках приводят к общественно значимым последствиям: перебоям в лечении пациентов, прогрессированию заболеваний, особенно в регионах. Авторы приходят к выводу, что для расширения использования и повышения эффективности совместных закупок требуется не просто поэлементное улучшение, а комплексное совершенствование, объединяющее нормативное уточнение статуса закупок, модернизацию ЕИС с внедрением модуля «Совместные закупки», обеспечивающего автоматизацию процессов согласования, мониторинга и формирования отчётов. Перспективным направлением является переход от ручных соглашений к платформенной модели, где спрос агрегируется автоматически, а участие заказчиков осуществляется в режиме «одного окна». Комплексное развитие правовой, технологической и организационной инфраструктуры позволит реализовать весь потенциал совместных закупок, обеспечить улучшение доступности качественной медицинской помощи и повысить эффективность использования бюджетных средств.
В статье исследуются ключевые аспекты развития финансовой компетентности руководителей образовательных учреждений в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется необходимости формирования комплексных навыков работы с современными финансовыми системами, включая аналитику данных, цифровую безопасность и стратегическое планирование ресурсов. Рассматриваются основные вызовы цифровизации, требующие принципиально новых подходов к управлению образовательными организациями. Также анализируются ключевые проблемы, препятствующие эффективному финансовому управлению: недостаточная технологическая оснащенность, дефицит специализированных образовательных программ, консервативность управленческих подходов и динамично меняющееся законодательное поле. Подчеркивается, что преодоление этих барьеров требует системных изменений в подготовке управленческих кадров и создания условий для их профессионального роста. Проведенный в статье сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования финансовой компетентности у руководителей средних образовательных учреждений демонстрирует преимущества децентрализованных моделей управления, ориентированных на прогнозную аналитику и адаптацию к локальным условиям. Особый акцент делается на необходимости трансформации управленческой культуры и развития стратегического мышления у руководителей образовательных организаций. Статья подтверждает, что развитие финансовой компетентности становится критически важным фактором устойчивого развития образовательных учреждений в цифровую эпоху. Эффективное управление ресурсами напрямую влияет на качество и доступность образования, что требует пересмотра подходов к подготовке управленческих кадров и формированию современной образовательной инфраструктуры.
Технологии цифровой экономики активно проникают во все бизнес- процессы и становятся ключевым фактором конкурентоспособности современных предприятий. При этом возникает потребность в развитии нормативно- правового регулирования технологий искусственного интеллекта в части применения как бизнес - субъектами, так и связанными институтами. Современные модели машинного обучения активно внедряются в практику финансового анализа, включая задачи оценки устойчивости предприятий.
Целью статьи является выявление проблем регулирования технологий искусственного интеллекта в цифровой экономике. Методологическая основа исследования включает теоретический обзор концепций цифровизации, формально - юридические и историко-правовые методы для систематизации правовых норм, а также общие эмпирические методы исследования (синтез, анализ, сравнение, классификация). Показано, что проблемы регулирования технологий искусственного интеллекта во многом сосредоточены на этических вопросах и вопросах правосубъектности. Выделен комплекс наиболее актуальных проблем регулирования, которые могут стать отправной точкой в развитии национальной и международной правовой базы.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью корректировки подходов к взаимодействию между гражданином и государством, эффективным инструментов которой выступает цифровая трансформация системы социальных услуг. Несмотря на предпринимаемые меры по внедрению цифровых решений и сервисов в деятельность социальной сферы, Россия пока отстает от более развитых государств в данных процессах. В статье представлены перспективы развития данных процессов с учетом их эффектов на общество и используемых технологий.
В современных условиях трансформации рынка труда нестандартные формы занятости становятся важным элементом экономической системы, обеспечивая гибкость и адаптацию к технологическим и социальным изменениям. В статье рассматриваются этапы развития самозанятости, фриланса, удаленной работы и экономики гигов в России за 2010-2024 гг. Исследование направлено на анализ текущего состояния, выявление проблем и формулировку мер государственной поддержки. Методология включает анализ статистических данных Росстата, экспертных интервью и сравнительный анализ международного опыта. Основные результаты:
1. С 2010 по 2024 гг. доля нестандартной занятости выросла с 8% до 17% в общей структуре занятости, что связано с цифровизацией экономики и пандемией 2020-2021 гг.
2. Ключевые проблемы включают правовую неопределенность, отсутствие социальных гарантий и налоговую нагрузку для самозанятых.
3. Предложены меры: внедрение специального законодательства для регулирования «гиг-работы», расширение доступа к социальному страхованию и создание цифровых платформ для поддержки фрилансеров.
Статья демонстрирует, что развитие нестандартных форм занятости требует системного подхода, сочетающего инновационные технологии и государственную политику, чтобы минимизировать риски маргинализации работников и повысить экономическую устойчивость.