Искусственный интеллект постепенно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Безусловно, его повсеместное использование имеет свои явные преимущества, однако все более актуальным становится вопрос о потенциальной угрозе, исходящей от ИИ. В данном исследовании рассматриваются возможные социальные риски и угрозы для рынка труда при внедрении систем искусственного интеллекта, а также разрабатывается комплекс мер по их минимизации в контексте сформулированных авторами ранее философских принципов применения систем искусственного интеллекта для гражданского общества, политиков и частного сектора, направленных на предотвращение, снижение риска возникновения и эскалации угроз и проблем при применении систем ИИ на рынке труда. Это принципы прозрачности, ответственности, автономии, конфиденциальности, социальной справедливости и непричинения вреда человеку. Выделенные принципы могут служить этическим императивом, способствующим укрепление социальной сплоченности в эпоху бурного развития искусственного интеллекта.
В настоящее время наблюдается кризис этических ценностей, который затрагивает все сферы общества. В таких условиях нужно обращаться к исследованиям основ фундаментальных этических ценностей. Целью данной статьи является выявление основных аспектов буддийской социальной этики и их влияние на современное общество. Автор выделяет три основных источника социальной этики буддизма: философские принципы, основанные на ненасилии, доброте и сострадании, а также взаимосвязь всего живого в этом мире. Так, принцип ахимсы (ненасилия) - это один из центральных этических принципов буддизма, лежащий в основе его социальной философии. Доброта и сострадание в этике буддизма играют также важную роль, формируя основу нравственного поведения и взаимодействия между людьми. Принцип взаимозависимого возникновения пронизывает буддийскую этику и формирует основу социальной ответственности, поскольку человек не может существовать изолированно от общества и природы. Автор приходит к выводу, что буддийская этика предлагает проверенные временем инструменты и подходы для построения более справедливого и сострадательного общества, для решения глобальных экологических проблем и мудрой навигации в быстро меняющемся мире.
В статье анализируются задачи «мягкой силы» в условиях растущей агрессии международных контактов и кризиса дипломатических служб. Обосновано значительное влияние организованной формы «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей без использования военной составляющей. Задачи рассматриваются с позиций силового, инфлюентного, технологического, коммуникативного, конструктивистского, инструментального и ресурсного подходов. На основе анализа текущей политической картины мира предложены примеры форм «мягкой силы». Подчеркнута важность развития межгосударственного мирного конструктивного диалога на основе ресурсов «мягкой силы».
Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.
В статье рассматриваются проблемы возведения Бурятского участка БАМа. Анализируются основные мотивы сооружения трассы, превращения ее во всенародную стройку, формы и методы вовлечения в число строителей представителей всех национальных и социально-классовых общностей и групп страны. Обсуждаются социальные, духовно-нравственные проблемы бамовцев, включение научных подразделений Бурятии в решение производственных и социально-культурных вопросов в местах возведения трассы. Показана практика возведения на БАМе городов, поселков городского типа, забота об их благоустройстве, бережное отношение к экологии рассматриваемой местности. Все это создается совместными усилиями россиян.
В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.
В статье представлен анализ дефиниций концепта «мягкая сила» с позиций силового, инфлюентного, технологического, конструктивистского, инструментального, ресурсного, романтического подходов. Обоснована потребность развития социально-философского анализа феномена в силу его перспективности как в теоретическом осмыслении, так и в ревитализации дипломатических принципов применения ненасильственных методов и технологий влияния. С позиций социально-философского анализа внесены коррективы в семантическое поле понятия. «Мягкая сила» понимается как стратегический ресурс государства, организации или группы, который выражен комплексом ненасильственных методов и технологий влияния, реализуемых с целью обеспечить расположение объекта воздействия в свою пользу и требующих определенных материальных и нематериальных затрат. Авторами акцентировано внимание на значительной перспективности диалоговой формы «мягкой силы» в современном политическом дискурсе.
В статье рассматривается содержание философского принципа антропоцентризма в сопряжении с экологическими проблемами современности. Безусловная актуальность последних, исходящая от них возможная угроза существованию человечества привели, в частности, к критике идеи антропоцентризма и появлению неатропоцентристских форм мировоззрения: натуроцентризма, экоцентризма, нон-антропоцентризма и т. д. Однако сложившаяся в мировом дискурсе ситуация фактического отвержения антропоцентризма со стороны нон-антропоцентристских движений, философии «глубинной экологии», а также в контексте обсуждения потенциальных возможностей искусственного интеллекта, по мнению авторов, таит неменьшие угрозы человеческому существованию, поскольку сегодня поиск возможных путей и способов решения многочисленных проблем современного мира и ответственность за результаты и последствия любых предпринятых действий целиком и полностью ложатся на плечи центрального элемента мироздания - человека.