В статье анализируется воздействие экономических институтов на сферу культуры в представлении ряда классиков социологической науки, а также роль культуры в развитии экономики. Отмечается, что экономическое развитие современного общества, все больше и больше состоящего из нематериальных ее отраслей, во многом зависит от потребительского поведения социума, определяемого культурными ценностями. Приведены практические примеры взаимодействия и взаимозависимости сферы культуры и функций по удовлетворению потребностей общества через производство товаров и услуг, в таких отраслях как креативная индустрия, туризм, киноиндустрия. В современной геополитической ситуации государство как институт власти, оказывает наибольшее влияние на распределение имеющихся ресурсов, удовлетворение экономических и культурных потребностей, стимуляцию экономической активности людей и на их социальную интеграцию, для устойчивого развития социума.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Необходимо учитывать и наличие в социокультурном пространстве общества своеобразных полюсов - положительного и отрицательного.
В статье рассмотрена категория «общественное мнение». Показаны некоторые причины семантической неоднозначности этой категории с позиций системного подхода. Проведен критический анализ механизма социологического опроса, подробно описанного K. Криппендорфом. С использованием системного подхода аргументировано выделен ряд существенных недостатков опроса как инструмента выявления общественного мнения. Сделан вывод о том, что опрос, в том виде, который предложен K. Криппендорфом, - как исследовательский инструмент- не является релевантным механизмом для выявления общественного мнения.
Эволюционное совершенствование исторического общества рассматривается через совокупность представлений о нем как о: 1) территориальном сообществе, 2) политии и 3) духовно-ментальной общности. Его развитие регулируется посредством образа мироздания. Принципиальное изменение картины мира происходит в темпоральных точках укрупнения. В общей эволюционной динамике выявляется взаимосвязь этапов и фаз укрупнения территориального сообщества, с одной стороны, а также стадий универсализации картины мира и приводимых ей в соответствие гражданских отношений, с другой. Фазовый сдвиг между этими процессами связывает особенности пространственного и темпорального развития. Исследование имеет междисциплинарный характер.
В настоящем исследовании анализируется влияние возраста, медикализирующего характера коммуникаций и средств массовой информации на восприятие собственного здоровья пожилыми людьми. Медикализация в этом контексте определяется как расширение влияния медицины, когда обычные, не патологические состояния здоровья пожилых людей рассматриваются как медицинские проблемы, требующие лечения. Целью настоящего исследования является анализ влияния медикализации старения, характерной для современного российского общества, на восприятие состояния собственного здоровья представителями старшей возрастной группы. Эмпирической базой исследования стали интервью с людьми старшего возраста, проживающими в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Всего проведено 80 интервью. На основе тематического анализа были выделены особенности восприятия собственного здоровья и осмысления старения в контексте медикализированного характера общественных и экспертных/медицинских взглядов, политики государства, СМИ.
В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.