Архив статей

РЕЦЕНЗИЯ НА: ZE HONG. DIVINATION: A COGNITIVE PERSPECTIVE. CAMBRIDGE: CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2025. 80 P (2025)
Выпуск: № 1 (30-31) (2025)
Авторы: Никитин Филипп

На поле популяризации евангельского движения в России заметным игроком является просветительский проект «Русское богоискательство»1.

Сохранить в закладках
Рецензия на: Ze Hong. Divination: a cognitive perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2025. 80 p. (2025)
Выпуск: № 1 (30-31) (2025)
Авторы: Петросян Петросян Давыдовна

Прежде чем непосредственно перейдём к рецензированию интересующей нас работы, обратим особое внимание на серию, в которой она выпущена.

Сохранить в закладках
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: РЕЦЕНЗИИ (2025)
Выпуск: № 1 (30-31) (2025)
Авторы: КОЛКУНОВА К.

Рецензия на: Носачев П. Г. Очарование тайны. Эзотеризм и массовая культура. М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Сохранить в закладках
ТОМАС ВИЛЬЯМ РИС-ДЭВИДС (1843−1922) И КОНЦЕПЦИЯ «ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО БУДДИЗМА» (2025)
Выпуск: № 1 (30-31) (2025)
Авторы: Гунский Алексей

В статье рассматриваются идеи и концепции Т. В. Рис-Дэвидса, одного из основателей научной буддологии, в историческом контексте культурных и религиоведческих представлений его времени. Описывается гипотеза «восточного Ренессанса», одной из составляющих которого было знакомство Запада с буддийскими понятиями и теориями. Восприятие буддизма в то время во многом определялось представлением о древней «арийской» (индоевропейской) общности народов Индии и Европы. Также значительное влияние на Рис-Дэвидса оказали идеи основателя позитивизма О. Конта. Рис-Дэвидс разрабатывал концепцию «первоначального буддизма», в рамках которой Будда был представлен как исторический персонаж, основатель этического учения, а его традиционный образ подвергся полной «демифологизации». Буддийская нирвана рассматривалась как моральное совершенство, обретаемое в этой жизни. Учение Будды об отсутствии души объяснялось практической направленностью на преобразование земной жизни, а не обеспечением благоприятной посмертной судьбы. Буддийские концепции страдания и кармы были интерпретированы с использованием идеи Конта о единстве Человечества. Исторический путь буддизма рассматривался как постепенная деградация буддийского учения, происходящая вследствие вторжений в Индию неарийских племен, не способных воспринять положения первоначального буддизма. В заключении показано влияние деятельности и концепций Рис-Дэвидса на западную буддологию и современные формы буддизма.

Сохранить в закладках
АМЕРИКАНКА, МУЛЛА И СОВЕТСКОЕ КИНО: ХРОНИКА ОДНОГО АНТИРЕЛИГИОЗНОГО ПРОЕКТА (2025)
Выпуск: № 1 (30-31) (2025)
Авторы: Фолиева Татьяна

В статье исследуется процесс создания и судьба советского немого фильма «Третья жена муллы» как примера антирелигиозного кинематографа 1920-х годов. Объектом исследования выступает история создания киноленты, начиная от написания сценария американской сценаристкой Люситой Сквайр и заканчивая критическим восприятием фильма в советском обществе. Методология исследования основана на анализе архивных материалов, киносценария, критических отзывов и документов того периода. Особое внимание уделяется изучению биографий ключевых участников проекта - сценариста, режиссера и продюсеров. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании малоизученного эпизода советского кинематографа, раскрывающем механизмы создания антирелигиозного кино в период НЭПа. В ходе исследования выявлены ключевые проблемы производства фильма: несоответствие режиссерского видения идеологическим требованиям, сложности с локализацией съемок, конфликты между творческими и административными решениями. Религиоведческий анализ показал, что образы и ритуалы были искажены или заимствованы из вторичных источников, что отражает характерное для того времени поверхностное представление о религиозных традициях. Основные результаты демонстрируют, что фильм «Третья жена муллы» стал примером неудачного синтеза коммерческого кино и идеологического проекта. Исследование показывает, как спонтанные творческие решения приводили к созданию неоднозначного произведения, которое не отвечало ни художественной, ни идеологической повестке времени. Практическая значимость работы состоит в расширении понимания механизмов формирования советского антирелигиозного кинематографа и его влияния на общественное мнение. Исследование может быть полезно историкам кино, культурологам и специалистам по религиозному дискурсу в искусстве

Сохранить в закладках