Глобальная конкуренция за человеческий капитал повышает важность экспорта образования, в том числе и для Российской Федерации – в национальные цели развития государства входит достижение числа иностранных студентов до 500 000 к 2030 г. Цель исследования. Провести анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских вузах, в том числе с перспективой до 2030 г., а также дать предложения по подходам к увеличению числа иностранных студентов. Материалы и методы. Данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Для анализа данных применялись методы статистической обработки; прогнозы получены методами экспоненциального сглаживания. Результаты. Общее количество обучающихся по медицинским специальностям в 2024 г. продемонстрировало рост, составив 79 709 и 6740 человек для внебюджетной и бюджетной форм финансирования обучения, что соответствовало 24 и 14 % от иностранцев по всем направлениям подготовки. С учетом текущих показателей приема и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тыс. человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Существенное влияние на этот показатель может оказывать количество отчисляемых во время обучения студентов (до 33 % по некоторым специальностям), что требует определенного внимания. Заключение. Сохраняется интерес иностранцев к медицинскому образованию в Российской Федерации, но для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация комплексной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для иностранных студентов.
Для управления здравоохранением необходимо обеспечение процесса принятия организационных решений. Министерством здравоохранения Российской Федерации в период COVID-19 была отработана система еженедельных аналитических отчетов о смертности населения. Результаты этого мониторинга являются основой принятия управленческих решений по совершенствованию организации медицинской помощи. Цель. Создание модели анализа смертности для применения в целях управления здравоохранением на основе первичных данных. Материалы и методы. Источник данных о зарегистрированных умерших за пер иод с 2019 по 2023 г. – данные Федерального реестра медицинских документов о смерти единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМДС ЕГИСЗ), Федеральной службы государственной статистики и Федерального регистра лиц, больных COVID-19. Обработка и визуализация данных произведены с помощью программы Microsoft Excel, PowerPoint и на автоматической основе на базе ЕГИСЗ. Результаты. Результаты еженедельной оперативной обработки данных ФРМДС ЕГИСЗ соотносятся с оперативными данными о смертности, опубликованными Росстатом. Используемый подход позволяет максимально охватить учтенный в первичных данных о смертности вклад острых инфекционных заболеваний, а показатели летальности пациентов отражают качество оказания медицинской помощи. На основе выбранных показателей разработана методика расчета интегрального индекса, который отражает уровень риска, связанного с ростом смертности от COVID-19. Заключение. Существующие информационные системы и отработанные подходы к анализу данных позволяют повышать эффективность управления здравоохранением, при этом набор показателей и периодичность их расчета могут быть адаптированы к запросам организаторов здравоохранения.
Ключевым направлением внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении России является создание и интеграция медицинских изделий с ИИ (МИ с ИИ) в цифровые контуры субъектов Российской Федерации. За 2018–2024 гг. в создание и развитие различных ИИ-продуктов для здравоохранения было инвестировано 4 млрд 712 млн руб., из которых 69 % было вложено со стороны государственных источников. Подведомственные научные центры Минздрава реализуют 215 исследовательских проектов в данной сфере. Разработан и утвержден 21 национальный стандарт и предварительный технический стандарт. На 1 января 2025 г. в России было зарегистрировано 39 МИ с ИИ, благодаря чему суммарно было реализовано 412 региональных проектов внедрения МИ с ИИ, 83 % из которых приходится на анализ изображений, 16 % – анализ электронных медицинских карт. В настоящее время развивается комплекс мероприятий по активному внедрению технологий ИИ в здравоохранение, включая выстраивание нормативно-правового регулирования, привлечение инвестиций, проведение научных исследований и разработок новых продуктов.