Цель статьи – сформировать представление о выпуске учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, преподававшимся в учебных заведениях Дальнего Востока в дореволюционный период (конец XIX – начало XX в.). В связи с этим автор приводит статистические сведения о выпуске литературы по годам в городах Приамурского учебного округа, демонстрирует многообразие тематики выходивших книг и статей, структуру и содержание ряда публикаций. Источниковой базой явились данные из первого и второго томов «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» (Новосибирск, 2004). При подготовке статьи применялись библиографический, статистический, аналитико-тематический, историко-ретроспективный методы исследования. Обобщенные данные по статистике и тематике учебных и учебно-методических изданий, вышедших в типографиях Дальнего Востока в конце XIX – начале XX в., представлены впервые. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о том, что лидером в публикации подобной литературы был Владивосток. Среди учебников, учебных пособий, курсов лекций, хрестоматий были труды, посвященные европейским и восточным языкам, литературе, истории, политологии, военному делу, праву, экономике, сельскому хозяйству и т. д. Значительную массу изданий составляли программы, отчеты учебных заведений и обществ, уставы, инструкции, протоколы, труды по истории учебных заведений. Наиболее активно публиковали учебную литературу по языкознанию. История и география в основном представлены лекциями, государство и право – программами. Регулярное издание учебных и учебно-методических материалов в Приамурском учебном округе началось с 1900-х гг. и было связано с открытием высшего учебного заведения – Восточного института. Учебная литература подготавливалась и издавалась ведущими преподавателями и профессорами вуза и часто представляла собой результат их научных изысканий.
Цель статьи – представить совместную работу Высочайше учрежденной Постоянной комиссии по устройству народных чтений и Главного штаба по рекомендации изданий, признанных соответствующими целям первоначального образования и нравственного воспитания нижних чинов. Прослежено взаимодействие этих структур от момента присылки в Военно-ученый комитет Главного штаба изданий и до отправки в Постоянную комиссию циркуляров с конкретным указанием изданий, рекомендованных и допущенных в войсках. Выявленный алгоритм взаимодействия, помимо названных начального и заключительного этапов, включал в себя последовательность действий: выбор необходимых изданий; оплата счетов; одобрение изданий Главным штабом и их рекомендация к обращению в войсках через циркуляры. Произведен подсчет рекомендованных изданий в каждом циркуляре и общего их числа. Проанализированы каталоги книг солдатских библиотек на предмет наличия в них рекомендованных циркулярами изданий. Соотнесены между собой: 1) списки изданий Постоянной комиссии и их наличие в циркулярах Главного штаба; 2) списки рекомендованных изданий и их присутствие в каталогах книг солдатских библиотек, что позволило выявить результаты совместной работы. Проведенное исследование имеет большое практическое значение, поскольку выявленный опыт взаимодействия Главного штаба и Постоянной комиссии может быть полезен и сегодня при сотрудничестве военного ведомства с учреждениями и организациями других ведомств.
Статья посвящена памяти известного казахстанского историка профессора В. З. Галиева (25.02.1938–22.06.2017), автора многочисленных работ по различным аспектам истории Казахстана конца ХVII – начала ХХ в. Цель статьи – осветить вклад ученого в изучение проблем книжной и библиотечной культуры Казахстана. Первоначальное ядро его научных интересов составили исследования по российской политической ссылке в Казахстан в ХIХ в. Особое место в его творчестве занимал исследовательский интерес к библиографии, библиотековедению, книговедению, истории библиотечного дела Казахстана. Труды В. З. Галиева способствовали опровержению тезиса об отсутствии книжной и библиотечной культуры в Казахстане в дореволюционный период и имеют важное методологическое значение для современных исследователей библиотечного дела.
Цель статьи – в рассмотрении состояния научного книгоиздания Бурятии в 2017–2021 гг. для определения основных направлений его развития в сравнении с предшествующим периодом, характеристики видового разнообразия представленных в издательском репертуаре научных книг, выявления основных издательств, занимающихся их выпуском 1. В работе содержится историографический анализ публикаций, посвященных изучаемой проблеме на примере Сибири и Дальнего Востока, в том числе республик Тыва, Саха (Якутия), Бурятия. Представлены статистические данные выпуска различных видов документов, относящихся к научным изданиям: монографий, сборников научных трудов, материалов конференций, тезисов докладов и авторефератов диссертаций. Отражена динамика выпуска книг издательствами высших учебных заведений Республики Бурятия, в том числе Бурятским государственным университетом им. Д. Банзарова, Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В. Р. Филиппова, ВосточноСибирским государственным институтом культуры, издательством Бурятского научного центра СО РАН, другими государственными и коммерческими издающими организациями республики («Бэлиг», «НоваПринт», «ИП Бальжинимаев А. Б.»).
Автор отмечает, что издательства вузов и научных организаций ежегодно демонстрируют высокие показатели по выпуску научных изданий. В их издательском репертуаре представлены разнообразные виды работ, среди которых большую часть занимают монографии, материалы конференций и авторефераты диссертаций. При этом сборники научных трудов практически не представлены в документальном потоке публикаций, а тезисы – полностью отсутствуют. Пик выпуска научных изданий пришелся на 2018 г.: было опубликовано 102 издания. В последующий период наблюдается сокращение количества выпущенных книг.
Цель статьи – представить вузовское книгоиздание Бурятии за 2017–2021 гг., охарактеризовать видовое разнообразие выпускаемых изданий1. В работе содержится историографический анализ публикаций, посвященных изучаемой проблеме на примере вузовских издательств страны в целом, включая Сибирский и Дальневосточный регионы. Представлены статистические данные выхода в свет различных видов документов, отражена динамика выпуска изданий высших учебных заведений республики Бурятия: Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова, Восточно-Сибирским государственным университетом технологии и управления, Восточно-Сибирским государственным институтом культуры, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией. Авторы отмечают, что издательства высшей школы ежегодно демонстрируют высокие показатели по выпуску самых разных видов изданий на территории республики. Основную же часть их издательского репертуара составляют прежде всего учебные и научные издания, что связано с необходимостью обеспечения учебного процесса профильными изданиями.
Цель статьи – дать представление о выпуске учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, преподававшимся в Западно-Сибирском учебном округе в 1901–1917 гг. Автором приведены статистические сведения, продемонстрировано многообразие тематики работ, структура и содержание ряда публикаций. Источниковой базой явились данные из 2-го тома «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» (Новосибирск, 2004). При подготовке статьи применялись библиографический, статистический, аналитико-тематический, историкоретроспективный методы исследования.
Обобщенные данные по статистике и тематике учебных и учебно-методических изданий, вышедших в типографиях Западно-Сибирского учебного округа в начале XX в., представлены впервые. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о том, что лидером в издании подобной литературы был Томск.
Среди учебников, учебных пособий, курсов лекций, были труды, посвященные различным дисциплинам. Значительную массу изданий составляли программы, отчеты учебных заведений и обществ, уставы, инструкции, протоколы, труды по истории учебных заведений. Наиболее активно издавали учебную литературу по технике и медицине.
Регулярное издание учебной и учебнометодической литературы в ЗападноСибирском учебном округе наблюдалось на протяжении всего периода и во многом было связано с деятельностью высших учебных заведений – Императорского Томского университета и Томского технологического института. Учебная литература подготавливалась и издавалась ведущими преподавателями и профессорами вузов и являлась результатом научных изысканий.