Архив статей

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ ИГРОВЫХ МЕДИА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Ильченко Сергей Николаевич, Турунов Денис Михайлович

Видеоигры утвердились в качестве ключевого социокультурного феномена XXI в., что предопределило формирование вокруг них специализированного информационного поля. Настоящее исследование посвящено сопоставительному анализу ведущих российских онлайн-медиа, специализирующихся на видеоиграх.

Цель - выявление и анализ сходств и различий между данными платформами, для достижения которой поставлены задачи по обзору основных этапов их развития, определению доминирующей тематической рамки материалов. В фокусе исследования также находятся происхождение и значимые вехи развития игровой журналистики в России. Ключевые результаты включают систематизацию основных тематических векторов, характеризующих российское игровое медиапространство, и формирование обобщенного портрета целевой аудитории. Динамика развития игровой индустрии, специфика адаптации глобальных трендов российской медиасредой и устойчивые паттерны потребления игрового контента подтверждают высокую актуальность и значительный потенциал дальнейших междисциплинарных исследований в данной области.

Сохранить в закладках
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Апполонова Юлия Сергеевна

В зарубежных исследованиях с начала 2010 гг. формируется новое направление, которое предлагает оригинальный подход к изучению медиа и различных медийных феноменов - Existential Media Studies (экзистенциальные медиаисследования). Основоположник этого направления - Аманда Лагерквист, которая подчеркивает необходимость восполнить дефицит экзистенциального содержания в теории медиа. В связи с этим в представленном направлении медиа изучаются не как каналы коммуникации, социальные институты или материальные артефакты, а в первую очередь как среда, процесс существования современного человека в цифровом мире. Центральным становится вопрос о том, что значит быть человеком в эпоху цифровизации. Таким образом, медиа исследуются в проекции онтологической и философско-антропологической проблематики как экзистенциальный феномен; в качестве методологических оснований выступают ключевые идеи и принципы, разрабатываемые в экзистенциальной философии XIX-XX вв. В данной статье представлены контуры основной проблематики экзистенциальных медиаисследований, которые определили их становление и современное развитие. Работа актуализирует дискуссии о перспективах экзистенциальных медиаисследований в российской науке.

Сохранить в закладках
ИНДИЯ КАК МЕДИАЦИВИЛИЗАЦИЯ - ОТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ К ЦИФРОВЫМ ФОРМАТАМ: ИНТЕРВЬЮ С ДЕВАДАТХАНОМ НАИРОМ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Морева Анна Николаевна

В Индии медиа – это не просто источник информации, а часть культурной ткани, соединяющая традиционные формы повествования с цифровыми технологиями. Как устроена медиасреда крупнейшей демократии? Почему индийская диаспора в России становится медиасубъектом? При чем тут уличный театр и метавселенная? Об этом – в разговоре с медиапрактиком и инициатором проекта Varta Patrika Девадатханом Наиром.

Сохранить в закладках
Экологическая медиация в марксистской парадигме: анализ индийского фильма «Шерни» (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Харчандани Бхавна, Патхе Викас

В современную цифровую эпоху кинематограф играет важнейшую роль в отображении экологических связей между человеком и природой. Захватническая логи ка капитализма в период господства человека над природой и постоянное сопротивление местных сообществ бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов обусловливают необходимость изучения изменений метаболического разрыва между человеком и природой. Данное исследование фокусируется на анализе индийского фильма «Шерни» (2021) с целью выявления значения кинематографа в установлении коммуникаций между человеком, обществом и окружающей средой. Отступая от типичных стереотипов индийских фильмов, лента отображает актуальные проблемы, связанные с человеком и природой, метаболическим разрывом, противостоянием местных сообществ эксплуатации лесных ресурсов. В статье обосновывается необходимость изучения этих изменяющихся разрывов в контексте экологической коммуникации. Используя марксистскую концепцию метаболического разрыва и контент-анализ, авторы исследуют, как фильм отражает сложности взаимоотношений человека и окружающей среды, нарушенных эксплуатацией лесов и животных (браконьерство тигриц), а также переселением местных жителей ради выгоды капиталистов. Результаты анализа определяют необходимость использования экологической коммуникации и фильма как ее инструмента для распространения ин формации и формирования в обществе коммуникативных практик, связанных с окружающей средой.

Сохранить в закладках
Социальные сети и социальная изоляция цифровых аборигенов Индии: последствия цифрового гражданства (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Фараджи Туба, Табатабаи Сара, Булгарова Белла Ахмедовна, Мондал Папия

Внедрение социальных сетей в повседневную жизнь «цифровых аборигенов» – сложное социально-технологическое явление, имеющее глубокие последствия для социальной сплоченности, психосоциального развития и психического здоровья. Учитывая разнообразие социальной структуры Индии, понимание этой динамики имеет решающее значение для стабильности общества и культурной преемственности. В настоящем исследовании используется количественная методология для выяснения взаимосвязей между моделями вовлеченности в социальные сети и социальной изоляцией среди молодежи в Дели. Результаты анализа демонстрируют положительные корреляции: социальная изоляция демонстрирует сильную связь с частотой использования социальных сетей, ощущаемой цифровой социальной поддержкой и зависимостью от платформ социальных сетей. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что повышенная вовлеченность в социальные сети, особенно среди индийских пользователей цифровых технологий, коррелирует с ослаблением коммуникаций в реальном мире, усилением субъективного чувства одиночества и социальной фрагментации. Учитывая неоднородность социальной структуры Индии, эти возникающие модели социальной дезинтеграции, вызванной цифровыми технологиями, требуют вмешательства с учетом культурных особенностей. Рекомендации включают поощрение сбалансированного цифрового потребления с помощью программ цифровой грамотности, укрепление социальных компетенций и поощрение инициатив по вовлечению местных сообществ, направленных на смягчение социальной изоляции и обеспечение сплоченности, необходимой для стабильности и культурной устойчивости Индии.

Сохранить в закладках
АДАПТАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ВИДЕОСЮЖЕТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ТЕМАТИКА (2025)
Выпуск: Том 30 № 2 (2025)
Авторы: Чобанян Каринэ Вардановна

Проанализированы адаптированные новостные видеосюжеты информационных телеканалов на платформе VK. К адаптированным видеосюжетам мы относим титрованные новостные материалы без закадровой начитки, использующие видеоряд в качестве основного элемента и удовлетворяющие запрос аудитории на информативный просмотр без звука. В выборку вошли материалы телеканалов «Россия 24», «360°» и «Москва 24», охватывающие две типовые недели в апреле и в сентябре 2024 г. Основной метод исследования - количественный контент-анализ. Экранный язык адаптированных видеосюжетов впервые подробно рассмотрен через четыре группы изобразительно-выразительных средств: драматургические, пластические, аудиальные и монтажные. Выявлена единая для федерального, регионального и муниципального уровня тематика сюжетов (медицина и здоровье), также обозначена специфика в тематических преференциях каждого канала. Рассмотрены рамки хронометража и набор визуальных и аудиальных элементов в арсенале производителей. Анализ экранного языка адаптированных видеосюжетов позволил сделать выводы об использовании титров в качестве одного из основных элементов построения драматургии и о трансформации аудиальных средств для адаптации под цифровые платформы. Только 40 % видеосюжетов используют эмоциональный компонент в начале и в финальном эпизоде. Обозначены направления дальнейших исследований.

Сохранить в закладках
Медиатизированная популярная культура современной Индии: многополярность и многослойность рефлексии в ежедневной жизни: интервью с профессором Ушей Раман (2025)
Выпуск: Том 30 № 1 (2025)
Авторы: Шилина Марина Григорьевна, Уша Раман

Shilina M. G. Mediatized popular culture in contemporary India: multipolar and multilayered reflections in everyday life: interview with Prof. Usha Raman // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2025. Т. 30. № 1. С. 213–218. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025 30-1-213-218

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ НЕОГЛОБАЛЬНОГО МИРА: МЕЖДУ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОСТРЕАЛЬНОСТЕЙ И НОВОЙ АРХИТЕКТУРОЙ МЕДИА (2025)
Выпуск: Том 30 № 1 (2025)
Авторы: Дмитриев Олег Аркадьевич, Евстафьев Дмитрий Геннадиевич

В связи с концептуальными изменениями в глобализированном информационном обществе авторы осмысливают дрейф от относительно свободной медийной системы с конкуренцией постправд и бытовой экспертностью к системам, регулируемым национальными законодательствами с опорой на ценностно-цивилизационные ориентиры. Исследовательский вопрос заключается в возможности сохранения прежней архитектуры медийного пространства на общемировом и национальном уровнях. В статье отмечается, что информационное пространство находится в фазе разрушения содержательного информационно-социального мейнстрима, когда принцип управления социумом работает через каскадирование нарративов в демедиатизированном пространстве. Авторы выявляют характерные черты трансформации модели управления социоинформационными процессами на фоне постреальности, предполагая более глубокую степень вмешательства в социальную жизнь человека и на уровне вовлеченных групп, и в индивидуальном плане. Реализация механизмов постреальности невозможна в условиях деградации медиа и демедиатизированного пространства. Выдвигается и проверяется следующая гипотеза: дальнейшее информационное «разгораживание» единого информационного пространства, которое утрачивает общемировую целостность, стратегически невозможно без частичной ремедиатизации. Процессы, характерные для современного этапа развития информационного общества, потребуют возвращения к медиаплатформам, вокруг которых и будут выстраиваться страновые (региональные) информационные сегменты.

Сохранить в закладках