Архив статей

РОЛЬ СФЕРЫ ПРИДВОРНОГО БЫТА В СТАНОВЛЕНИИ ЖАНРА ВЫСОКОЙ КОМЕДИИ ВОЗРОЖДЕНИЯВ АНГЛИИ КОНЦА XVI ВЕКА (2025)
Выпуск: № 4 (898) (2025)
Авторы: ЧЕРНОЗЕМОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

В статье рассмотрены элементы жанра придворной «маски» в пьесе Джорджа Пиля «Суд Париса» (١٥٨٤). Цель - вскрыть логику взаимодействия сферы придворного быта и области сценического искусства и определить специфику тональности анализируемой пьесы. Задачи - рассмотреть скрытые внутренние конфликтные оппозиции пасторали, лежащей в основе масочной культуры, как двигателя жанрового развития внешне бесконфликтной маски. В статье подчеркиваются такие функции маски, как восхваление монарха и создание эмблемы двора, в которой каждый участник видит и осознает свое место. Выявляются трагедийные и сатирические ноты пьесы-пасторали, оттенки которых характерны как сопутствующие для комедиографии рассматриваемого периода.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ РЕЦЕПЦИИ СОНЕТОВ ШЕКСПИРА НА ФОНЕ ДИАЛОГА ПЛАТОНА «ПИР». СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ И ОБРАЗА АВТОРА. ЧАСТЬ 1 (2025)
Выпуск: № 4 (898) (2025)
Авторы: ХАЗАНОВА ОЛЬГА ЭДУАРДОВНА

Публикация - первая часть исследования, в котором сопоставляется семантика образов возлюбленных шекспировских сонетов и образа Эрота в диалоге Платона «Пир». Метафизический смысл образов Светлого Друга и Темной Леди исследователи обычно интерпретируют как антитезу двух Афродит из речи Павсания. Наша цель - показать, что поэт использует платоновские смыслы более сложно и разнообразно, наделяя сонетных персонажей свойствами Эрота, истинного и ложного, из всех речей диалога, что ведет к полисемантичности, коллажности образов героев, смене их масок из сонета в сонет. Обращение к трудам А. Ф. Лосева и В. С. Соловьева дает возможность расширить рецептивный контекст шекспировских персонажей, по новому интерпретировать их соотношение и функции в платонической перспективе.

Сохранить в закладках
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ БРИТАНСКАЯ ПРОЗА: РОМАН ЭЛИФ ШАФАК «ОСТРОВ ПРОПАВШИХ ДЕРЕВЬЕВ» (2025)
Выпуск: № 3 (897) (2025)
Авторы: Юзмухаметова Ландыш Нургаяновна

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции в современном британском мультикультурном романе. Тема раскрывается на примере творчества известной британско-турецкой писательницы, феминистки, правозащитницы и активного гражданского деятеля Элиф Шафак. Цель данного исследования - выявление тематического разнообразия и проблематики текста, а также их связи с такими феноменами, как память, постпамять, посттравматический рост. Автором используются культурно-исторический, психоаналитический, структуралистский методы. Актуальность работы определяется значением творчества мультикультурной писательницы - Элиф Шафак именно в контексте британской литературы с учетом вклада данного автора в историю современного британского романа.

Сохранить в закладках
ИДИОСТИЛЬ С. А. КЛЫЧКОВА И ДИСКУССИЯ О ЯЗЫКЕ (2025)
Выпуск: № 3 (897) (2025)
Авторы: СОЛНЦЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Цель работы - обозначение стилевых доминант прозы С. А. Клычкова в контексте дискуссии о языке 1934 года. Материал исследования составили романы 1920-х годов «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь», «Князь мира». Методами анализа текстов избраны герменевтический, сопоставительный, историко-литературный, биографический. Сделан вывод о том, что сочетание орнаментальной, стихоподобной прозы и народного сказа выявляет в творческой манере Клычкова двух нарраторов. Между ними нет формальной границы, и они ментально едины. Метафоры, сравнения, версейная композиция текста, метрические фрагменты сплавлены с живой речью, что объясняется нарративным принципом «со-словия». Прозвучавшему в ходе дискуссии положению о связи идиостиля и социального портрета писателя предшествовали установки ортодоксальной критики 1920-х годов.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ж. М. ЭСЫ ДЕ КЕЙРОША (2025)
Выпуск: № 2 (896) (2025)
Авторы: Коряк Даниил Викторович

В статье предпринята попытка отразить особенности восприятия образа России в творчестве крупнейшего представителя португальского реализма Ж. М. Эсы де Кейроша (1845-1900). Цель исследования - рассмотреть репрезентацию России как культурно-цивилизационного субъекта мировой истории в португальской литературе XIX в. через творчество Ж. М. Эсы де Кейроша. Из проведенного анализа произведений следует, что образ России в сознании португальца двойственен: с одной стороны, страна неразрывно связана с европейской реальностью и ее культурным ландшафтом, с другой - Россия представляет собой чуждую и загадочную для Западной Европы территорию, восприятие которой в немалой степени определяется устойчивыми мифами.

Сохранить в закладках
ЦВЕТЫ ХАГИ КАК НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ (2025)
Выпуск: № 2 (896) (2025)
Авторы: ЕГОРОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА, ТУМАКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Цель исследования - проанализировать поэтический образ цветов хаги в древней японской поэзии. В статье на материале японской поэтической антологии «Манъёсю» раскрывается символическая вариативность образа цветов хаги, определяется его место и роль в древней японской поэзии. Результаты исследования: проведенный анализ показал, что эти цветы в древней поэзии выступали не только в качестве символа осени и сигнала о наступлении периода сбора урожая, но и использовались как метафора молодой девушки, возлюбленной и жены. В качестве дополнения к поэтическому образу хаги могли использоваться также образы оленя, росы, осеннего ветра, гусей и т. п. Кроме того, хаги упоминали при обозначении осени или осенней листвы, например, сирахаги или хаги-но момити.

Сохранить в закладках
"СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ" М. МАТУСОВСКОГО: БИОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 1 (895) (2025)
Авторы: Мазаненко Оксана Михайловна, Пустовит Валерия Юрьевна

Творчество поэта-песенника М. Матусовского известно далеко за пределами нашей страны. Внутренний мир человека искусства отражает мемуаристика - письма, воспоминания, автобиографии. «Семейный альбом» - единственное прозаическое произведение писателя, своеобразный ключ к его биографии, содержит воспоминания детства, зарисовки военных лет, размышления о творчестве, впечатления о путешествиях. Цель исследования обусловлена актуальностью изучения жизненного пути и творчества выдающегося поэта-песенника в контексте культуры. Для достижения цели применялись научные методы мемуаристики. Проведенный анализ позволил сделать вывод об уникальности аутентичного источника - прозы М. Матусовского - для воссоздания подлинного портрета исторической личности, его роли в формировании творческого жанра, в целом культуры.

Сохранить в закладках
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СВОЕЙ И ЧУЖОЙ КУЛЬТУР: ГИБРИДНОСТЬ ТЕКСТОВ АННЫ НЕРКАГИ (2025)
Выпуск: № 1 (895) (2025)
Авторы: ДРОЖАЩИХ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, БЕЛЯКОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Статья посвящена феномену гибридности текстов русскоязычной ненецкой писательницы Анны Неркаги. Цель исследования - выявить параметры гибридности текста Неркаги методами компьютерной / корпусной лингвистики на материале художественных текстов. В результате выявлены параметры гибридности: этносмысловая сложность текстов, фольклорный субстрат культуры, культурный синкретизм, двойственность перспективы. Их репрезентация осуществляется посредством инклюзии инофонной лексики и номинации автохтонных ненецких реалий, формирующих этническую доминанту семиотического пространства ненецкой культуры. Лингвистическими механизмами гибридизации становятся реконцептуализация / интерференция смысла языковых единиц и креолизация / детерриторизация культурных кодов текста.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗОВ ДВУХ АВТОРОВ (2025)
Выпуск: № 1 (895) (2025)
Авторы: КОСИЧЕНКО ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА, КОСТЕВА ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА

Обсуждается вопрос о художественной ценности литературного произведения, созданного по мотивам одноименного произведения другого автора. Герменевтический подход с применением методов интертекстуального, структурного, лингвостилистического, филологического анализа и метода интерпретации позволяют описать роль интертекста как основного принципа построения более позднего произведения, выявить структурно-содержательные, лингвостилистические особенности двух рассказов, проследить влияние историко-культурного контекста и дать оценку уникальности более позднего произведения. Делается вывод, что воссоздание известной ситуации в новом культурном контексте расширяет интерпретационное поле более раннего рассказа, способствуя реализации идеи о повторяемости жизненных ситуаций.

Сохранить в закладках
РАННЯЯ РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ШВЕЦИИ (1880-Е ГОДЫ). СТАТЬЯ ВТОРАЯ (2025)
Выпуск: № 1 (895) (2025)
Авторы: Андрейчук Ксения Руслановна

Цель цикла статей - изучение того, как воспринималось творчество Ф. М. Достоевского в Швеции 1880-х годы, когда в скандинавских странах возрос интерес к русской культуре. Методами второй части исследования стали количественный анализ переводов и изучение «встречных течений » (а именно т. н. «криминальной литературы»). Особое внимание было уделено рецепции «Преступления и наказания». Упоминаются шведские художественные произведения 1880-х, написанные под влиянием Ф. М. Достоевского. Результатом работы стало выяснение причин интереса шведов к Ф. М. Достоевскому и аспектов его творчества, актуальных для шведского читателя 1880-х годов.

Сохранить в закладках