Российский императорский двор — это один из социальных институтов, через посредство которого, согласно концепции Р. Уортмана, в период правления Николая I был реализован «национальный сценарий власти». Именно в придворной среде наиболее полно воплотилась идея о национальном костюме для дворян и «русском платье» для придворных дам. Целью статьи является установление этнического происхождения фрейлин, самой многочисленной группы среди женских должностей при дворе Николая I, и соотношение этого аспекта с национальным дискурсом монарха. На основе справочных материалов (гербовники, адрес-календари и общий штат Российской империи) и документооборота Министерства императорского двора (фонды Российского государственного исторического архива) было определено число фрейлин, пожалованных на придворную должность в период правления императора Николая I. Особое внимание обращено на фрейлин из Царства Польского как наиболее обособленную и консолидированную группу по отношению к остальным дворянкам при российском императорском дворе. В статье ставится вопрос об исследовании такого института, как «польский двор». Проведенное исследование показало, что Николай I регламентировал «национальный сценарий власти» через церемониал, визуальные образы и численное преимущество русского дворянства при назначении на придворные должности, а также проявил приверженность к гетерогенному по происхождению составу придворного штата.
Одной из важнейших методологических дискуссий, на протяжении долгого времени разворачивавшейся как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке, является полемика о праве на существование альтернативной истории, праве историка на моделирование и анализ нереализовавшихся возможностей, самой принципиальной возможности встроить сослагательное наклонение в толщу исторического нарратива. Представленная статья посвящена осмыслению тех перспектив и возможностей, которые открываются перед исследователем при его взгляде на прошлое как на многовариантное пространство, где, кроме свершившихся фактов, существует широкое поле нереализованных исторических сценариев. Исторические альтернативы выступают не только в качестве продукта исследовательского анализа, но и в качестве реально ожидаемых перспектив общественного развития, которые прогнозируются, ожидаются, но по каким-то причинам не реализуются. В статье рассматривается влияние данных прогнозов и ожиданий на общественные настроения и поведенческие траектории, индивидуальные и коллективные реакции на их реальное (не)воплощение, искажение либо подмену. В качестве основного примера взяты явления русского XIX века как своеобразного затянувшегося кануна великих перемен или столетия несбывшихся надежд и несостоявшихся героев. Делается вывод о том, что несостоявшаяся история, представленная огромным количеством нереализованных проектов и пророчеств, вариантов и альтернатив, является такой же Magistra vitae, как и «реальная» история, выступая в качестве необходимого контекста последней, комментария и ключа к ее пониманию и объяснению.