Архив статей

РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1860-1870-Х ГГ. И НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК СЛУЖИТЕЛЯ ЦЕРКВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧЛЕНОВ СЕМИНАРСКОГО СООБЩЕСТВА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Орлова Юлия Павловна

В статье через призму обсуждения нравственной нормы семинаристов в ходе духовно-учебной реформы 1860–1870 гг. рассматривается проблема взаимоотношений Синода и приходского духовенства Российской империи. Выводы о характере предъявляемых Синодом требований к духовным воспитанникам и реакции членов семинарских сообществ на них сделаны на основе законодательных документов, сообщений об исключении из духовных семинарий за 1868–1876 гг. и прошений отцов учеников. Хотя Устав духовных семинарий 1867 г. провозгласил основной задачей семинарского образования воспитание высоконравственного служителя церкви, в цели реформы входило также включение духовных школ в общеобразовательную систему Российской империи. Указ обер-прокурора Синода No 6877 от 23 декабря 1867 г. с требованием сообщать обо всех исключенных за предосудительное поведение воспитанниках для дальнейшего оповещения епархиальных начальств и центральных управлений других ведомств, с одной стороны, должен был повысить общий нравственный уровень учащихся. С другой, он лишил исключенных из духовно-учебных заведений юношей будущего не только на духовном поприще, но и за пределами сословия. Такой двойственный характер реформы вызывал несогласие семинарских правлений и родителей семинаристов. Недопонимания обострялись расхождением в представлениях о норме нравственности духовного воспитанника и препятствовали успешной реализации реформы

Сохранить в закладках
НАКАНУНЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 Г.: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСУДИЯ В 1860-1870-Е ГГ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: БОРИСОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена нарративам темпорализации Судебной реформы современниками, что позволяет пересмотреть политически ангажированные и неочевидные трактовки реформы как «либеральной». С опорой на методологию Билефельдской школы истории понятий в статье анализируются наиболее полемические высказывания о преобразовании судебной системы в ведомственных документах и периодической печати 1860–1870-х гг. Конструируемые в них темпоральные ряды развития правосудия в России и мире исследуются как историческая аргументация для легитимизации реформы или, наоборот, ее критики. В заключение делается вывод о том, что пересборка структур судебной власти, включивших в себя экспертов и представителей общественности в роли присяжных заседателей и поверенных, означала, что именно от их понимания сути реформ зависела работа преобразованных судов. Поэтому важно отметить, что оптимистический прогрессивный дискурс новой судебной власти, сохранившийся в архивных документах и официальной печати, был далеко не единственным и встречал много сомневающихся голосов. Конструирование прогрессивной темпоральности развития цивилизации и утверждения о том, что народ «приноровится» к полезным нововведениям, встречали большое сопротивление

Сохранить в закладках