Архив статей журнала
В настоящей статье рассматриваются события, связанные с политическим курсом, реализуемым президентом Эммануэлем Макроном в рамках его стремления освободить ислам во Франции от иностранного влияния, результатом которого стало нарушение функционирования Французского совета мусульманского вероисповедания, долгое время являвшегося основным «собеседником» правительства Пятой Республики по вопросам представления интересов мусульманского сообщества Франции на государственном уровне. Также освещаются вопросы формирования двух новых религиозно-политических структур – Национального совета имамов и Форума ислама Франции. Кроме того, автором демонстрируются меры, принимаемые Алжиром в качестве ответа на реализуемую Парижем политику по ограничению иностранного финансирования исламских организаций, устанавливающую контроль за иностранными пожертвованиями (и ограничивающую вмешательство иностранцев в деятельность религиозных учреждений) на основе закона от 24 августа 2021 г., направленного на укрепление уважения республиканских принципов и Хартии принципов ислама Франции. Приводятся факты, указывающие на сохранение Большой парижской мечетью своей финансовой независимости, обеспечиваемой АНДР, и, как следствие, укрепление ее позиций во Франции и в Европе, что вызывает недовольство представителей Европейского парламента, а также наглядно демонстрирует вовлеченность якобы аполитичных и сугубо религиозных французских организаций и объединений в политические процессы не только на национальном, но уже и на континентальном уровне.
В статье анализируются процессы, сопровождающие совершенствование федеративной государственности в современной Нигерии. Признание нигерийским обществом дефектов, присущих нынешней сверхцентрализованной модели федерации, которая культивировалась военными режимами 1960–1990-х гг., спровоцировало дискуссию о так называемом «подлинном федерализме» – идеальном состоянии, какое, по мысли критиков, нигерийская федерация за несколько десятилетий так и не смогла обрести. В ряду ключевых вопросов, поднимаемых в связи с «подлинным федерализмом», обсуждаются оптимальная региональная «нарезка», включая опции увеличения или, напротив, сокращения числа субъектов федерации, а также поиск наиболее справедливой формулы распределения доходов от добываемой в стране нефти. Однако, и дальнейшее наделение политической субъектностью все новых территорий (и этнических групп), и расширение доли нефтяных доходов, получаемых нефтедобывающими штатами, оказываются двусмысленными мерами: они исцеляют одни недуги нигерийского федерализма, но взамен порождают другие изъяны. Кроме того, выработке более эффективной модели федерации существенно препятствует то, что на нигерийской политической сцене есть мощные силы, которые, вместо поиска «подлинного федерализма», либо добиваются распада страны путем сецессии (диссидентские движения бывшей Биафры или повстанческие группировки дельты Нигера), либо отрицают нигерийскую федерацию как таковую (исламистская группировка «Боко Харам»*).
Современный глобализированный мир сталкивается с необходимостью поиска адекватных общественных преобразований для достижения устойчивого будущего человечества как на глобальном, так и на локальном (национальном) уровнях. Условия наступления антропоцена, новой фазы становления постиндустриального общества, требуют фундаментальной корректировки не только традиционных социоэкономических и социоэкологических моделей общественно-политического уклада государств, но и основ жизнедеятельности современного человека. Как показано в работе, понимание динамики и разнообразия возникающих сценариев и вариантов общественного развития возможно на основе принципов и методов междисциплинарного «сложностного мышления», обладающего необходимой эпистемологической ценностью. В этом контексте в работе предлагается использовать концепцию «социетального метаболизма», позволяющую с позиции современного органицизма рассматривать государство как «сложностный» социальный организм, конституированный аутопойезисом, комплексом процессов самоорганизации, поддержания и воспроизводства разнообразных структур и ресурсов, обеспечивающих жизнеспособность и жизнедеятельность общества. Автор приходит к выводу о целесообразности разработки в форме территориально-метаболических сетей национального уровня, модельного представления социально-экономических и социально-экологических отношений для решения проблемы самодостаточности в ключевых сферах жизнеобеспечения для суверенного существования и развития современного общества и государства.
Процесс принятия внешнеполитических решений и проведения политики одной страны в отношении другой остается за соблюдением закрытого процесса. Невозможно точно определить, какие вводные данные доступны руководителям и как проходит процесс выработки итогового решения. Например, мы не имеем доступа к закрытой экспертизе, предоставлению разведки или Министерству защиты США. Иначе говоря, весь внешнеполитический механизм - своеобразный «черный ящик» (черный ящик). Эта связь, изучение открытого экспертно-аналитического сообщества, является удобной и достоверной для лучшего понимания процесса принятия решений. У ее истоков стояли миссионеры, торговцы и мануфактуристы. На протяжении многих лет они способствовали развитию Китая. При этом даже в периоды, когда США придерживались более изоляционистской внешней политики, китайская политика сохраняла силу. Но споры между экспертами способствовали не только появлению новых смыслов и положений, но и снижению защищенности китайской политики от политизации. Внутри ее старались политизировать и использовать против своих конкурентов не только политики, но и эксперты, стремившиеся к большей прозрачности в процессе принятия решений. Другими словами, во время неоконсервативного поворота стала четче проводиться тенденция «подстраивания» исследований в рамках внутри- и внешнеполитических интересов лиц, принимающих решения.
В исследовании анализируются современные проблемы и перспективы консолидации политико-правовых позиций АСЕАН и России в отношении территориального спора в Южно-Китайском море. На основе анализа совокупности материалов политических заявлений представителей сторон спора, международных договоров и материалов СМИ выявлено, что представители Индонезии, Филиппин и Вьетнама указывают на необходимость скорейшей выработки юридически обязательного Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море, будучи единогласными в необходимости урегулирования спора в соответствии с существующими нормами международного морского права. Позиция Китая остается политически неоднозначной и амбивалентной в отношении потенциального договорного урегулирования.
Ситуация серьезно осложнена наращиванием военного присутствия США в морских пространствах Азиатско-Тихоокеанского региона и активным вовлечением последних в рассматриваемый спор в целях реализации политики «сдерживания» Китая. Для России наиболее предпочтительным представляется стратегия приверженности политики активного невмешательства, оставаясь открытой для консультативной роли посредника и потенциального медиатора спора, учитывая возможности применения инструментария научной дипломатии. Доверительное и откровенное обсуждение рисков, порождаемых нестабильностью в Южно-Китайском море, должно способствовать урегулированию спора на основе верховенства международного права.
Статья посвящена анализу современного феномена роста популярности правых сил в европейских странах на примере трансформации партийной системы Австрии. Цель статьи заключается в выявлении дискурсивных механизмов, обеспечивающих реализацию правого поворота в политической жизни Австрии в 2021–2023 гг. Методологической основой анализа является концепция политических дискурсивных стратегий Рут Водак. В данном исследовании были использованы некоторые из них: контроль актуальной повестки дня и информации, контроль сообщений, авторитарное давление, «грубая вежливость», «бесстыдная нормализация». Рассмотрен ряд внутренних и внешних факторов, обеспечивших правый поворот. В центре внимания находятся когнитивные стратегии конструирования «новой нормальности», легализующие праворадикальную риторику в общественном дискурсе. Особое внимание уделено фактору неверно выстроенной коммуникации, осуществляемой правящей Австрийской народной партией, обеспечившей легализацию риторики правых популистов в качестве элемента «новой нормальности». Описаны дискурсивные стратегии, используемые Гербертом Киклем в предвыборной борьбе. Проанализированы перспективы воздействия дискурс-стратегий Австрийской партии свободы на общественное мнение. Дана оценка их эффективности и вклада в рост рейтинга правых сил как предвестника победы на парламентских выборах 2024 г. в Австрии.
В рамках не затихающего палестино-израильского конфликта остро стоит так называемый еврейский вопрос как во всем мире, так и в нашей стране. Часто звучит термин «сионист» в негативном контексте. Кроме того, многие не разделяют евреев и сионистов, полагая, что это идентичные слова. Тем не менее существуют различия и нюансы при подходе к теме еврейского вопроса, а в частности культуры, традиций. В этой связи работа призвана уточнить ряд вопросов по теме и расширить ее историографию. При подготовке публикации были применены историко-генетический и историко-системный методы исследования. Новизна вопроса заключается в том, что трудов, посвященных культурной работе в сионистском движении, крайне мало, а введение в научный оборот документов, посвященных данному вопросу, расширит историографию сионистского движения. Отличительной чертой культурной работы сионистов в рамках воспитания участников движения было то, что она велась не только среди молодежи, но и среди взрослых сторонников течения. Изучение тенденций культурной работы с целью воспитания строителей будущего государства Израиль позволит вычленить основные направления этой деятельности, провести параллели между традиционным еврейским воспитанием и образованием и воспитанием и образованием в сионистской среде. Статья подготовлена на основе российских и зарубежных архивных документов, чье введение в научный оборот пополнит источниковую базу по истории сионистского движения в Советской России.
В статье исследуется соотношение между фашистcкой политикой и нарастающим процессом консьюмеризации общества в период между двумя войнами в Италии. Рассматривается конфликт целей режима с его акцентом на мужественности, воинственности и самопожертвовании и миром потребления, ориентированном на комфорт, удовольствие и феминизацию рекламы. Государство активно участвовало в модернизации, где задержка с предоставлением избирательного права привела к гражданской войне, диктатуре и иностранной оккупации, и где со стороны режима была предпринята попытка воспитания нового итальянца, провозгласившая свою приверженность преобразованию сознания, ценностей и характера жителей страны. Произошла сакрализация некоторых политических институтов, которая стала смыкаться с культом потребления, возникла тенденция к коммерциализации социально-политической религии. В период элитарного консьюмеризма межвоенного периода были заложены основы рекламной индустрии, сформированы новые потребительские практики и ценности, которые позже стали неотъемлемой частью итальянского образа жизни. Рекламные изображения являются свидетельством того, что фашизм и интересы промышленности не всегда, но часто совпадали. В рамках анализа коммуникации, образных инноваций и образа жизни в фашистской Италии данные в статье дают представление о вневременной ценности и не всегда очевидной несвязанности рекламы с диктатурой режима.
Современное состояние мировых дел характеризуется новым витком противоборства между великими державами, что стало следствием стремления ряда стран построить многополярный мир, который бы на более широкой основе учитывал их интересы. Естественно, что такой ход событий не отвечает интересам Соединенных Штатов, стремящихся сохранить за собой статус единственной сверхдержавы.
Развитие экономики, доступ к новейшим информационным и технологическим разработкам позволил России, Китаю и Ирану создать конкурентоспособные технологии ведения войны и инициировать процесс перераспределения власти и могущества на пространстве Евразийского континента. В связи с этим вооруженные силы США, в общем, и Силы специальных операций (далее – ССО), в частности, начали переориентироваться с операций по борьбе с террористами к мероприятиям по противодействию конкурирующим державам. ССО США играют все более важную роль в глобальной конкуренции с Китаем, Россией и Ираном, особенно в области нерегулярных боевых действий.
Цель настоящего исследования заключается в анализе возможных путей применения подразделений ССО в вопросе сдерживания конкурентов США.
Стратегический вакуум после распада Советского Союза стал причиной появления альтернативных инициатив по поддержанию стабильности и мира в Черноморском регионе. В статье рассматривается уникальная модель сотрудничества «Блэксифор», учрежденная соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия, и операция «Черноморская гармония», направленная на сдерживание терроризма и асимметричных угроз в регионе. Прежде всего акцент делается на истории создания модели, ее цели, задачах и той роли, которую играла «Блэксифор» в системе региональной безопасности и межнациональном взаимодействии. Предпринята попытка объяснить практические механизмы военно-морской кооперации, а также причин сворачивания инициативы и роли Турецкой Республики. Делается вывод, что модель стала исключительным примером того, как можно объединить военно-морские силы стран одного региона с различными геополитическими позициями и внешнеполитическими ориентирами для построения атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Однако, после пятого расширения НАТО развитие «Блэксифор» не находило поддержки у Румынии, Болгарии и Грузии, которые были заинтересованы в присутствии военно-морских сил Альянса в Черном море, чему продолжали препятствовать Российская Федерация и Турция.
Статья посвящена анализу практических аспектов цифровой дипломатии США к Израилю в период с 2009 по 2016 гг. Указанный период примечателен началом развития американской цифровой дипломатии как правительственного инструмента реализации «мягкой силы». В статье изучается реализация американской цифровой дипломатии как механизма воздействия на зарубежную аудиторию в отношении государства-союзника – Израиля, с которым у США при администрации Барака Обамы складывались напряженные отношения.
Используя институциональный подход и метод изучения документов, автор рассматривает институты, реализующие американскую цифровую дипломатию, а также инициативы и программы, осуществляемые Соединенными Штатами в Израиле и на Палестинских территориях. Особое внимание в статье уделяется Твиттер-дипломатии США к Израилю. Благодаря контент-анализу были рассмотрены твиты аккаунтов американского президента и госсекретарей США, госдепартамента и посольства США в Израиле, а также премьер-министра Израиля.
Цель данного исследования состоит в определении ориентиров Японии на международной арене и роли Ближнего Востока во внешней политике Японии в послевоенный период. Актуальность темы обусловлена современными трендами во внешней политике Японии, когда ее дипломатия в регионе становится более проактивной, что обусловлено энергоресурсной значимостью Ближнего Востока, что, как следствие, порождает конкуренцию среди стран за геополитическое влияние; Токио одновременно позиционирует себя как проводник «западных ценностей» в регионе, следуя в фарватере Вашингтона в ближневосточном регионе, и как страна Востока. При этом особенности процесса принятия решений внутри самой Японии делают ее политику «неповоротливой», лишая ее динамики в крайне конфликтогенном регионе, где ситуация стремительно меняется.
В данной статье представлено теоретическое обоснование внешнеполитического курса Японии, выбора ее приоритетов и определена роль Ближнего Востока в данной стратегии.
- 1
- 2