Архив статей журнала
В статье анализируются процессы, сопровождающие совершенствование федеративной государственности в современной Нигерии. Признание нигерийским обществом дефектов, присущих нынешней сверхцентрализованной модели федерации, которая культивировалась военными режимами 1960–1990-х гг., спровоцировало дискуссию о так называемом «подлинном федерализме» – идеальном состоянии, какое, по мысли критиков, нигерийская федерация за несколько десятилетий так и не смогла обрести. В ряду ключевых вопросов, поднимаемых в связи с «подлинным федерализмом», обсуждаются оптимальная региональная «нарезка», включая опции увеличения или, напротив, сокращения числа субъектов федерации, а также поиск наиболее справедливой формулы распределения доходов от добываемой в стране нефти. Однако, и дальнейшее наделение политической субъектностью все новых территорий (и этнических групп), и расширение доли нефтяных доходов, получаемых нефтедобывающими штатами, оказываются двусмысленными мерами: они исцеляют одни недуги нигерийского федерализма, но взамен порождают другие изъяны. Кроме того, выработке более эффективной модели федерации существенно препятствует то, что на нигерийской политической сцене есть мощные силы, которые, вместо поиска «подлинного федерализма», либо добиваются распада страны путем сецессии (диссидентские движения бывшей Биафры или повстанческие группировки дельты Нигера), либо отрицают нигерийскую федерацию как таковую (исламистская группировка «Боко Харам»*).
В статье исследуется соотношение между фашистcкой политикой и нарастающим процессом консьюмеризации общества в период между двумя войнами в Италии. Рассматривается конфликт целей режима с его акцентом на мужественности, воинственности и самопожертвовании и миром потребления, ориентированном на комфорт, удовольствие и феминизацию рекламы. Государство активно участвовало в модернизации, где задержка с предоставлением избирательного права привела к гражданской войне, диктатуре и иностранной оккупации, и где со стороны режима была предпринята попытка воспитания нового итальянца, провозгласившая свою приверженность преобразованию сознания, ценностей и характера жителей страны. Произошла сакрализация некоторых политических институтов, которая стала смыкаться с культом потребления, возникла тенденция к коммерциализации социально-политической религии. В период элитарного консьюмеризма межвоенного периода были заложены основы рекламной индустрии, сформированы новые потребительские практики и ценности, которые позже стали неотъемлемой частью итальянского образа жизни. Рекламные изображения являются свидетельством того, что фашизм и интересы промышленности не всегда, но часто совпадали. В рамках анализа коммуникации, образных инноваций и образа жизни в фашистской Италии данные в статье дают представление о вневременной ценности и не всегда очевидной несвязанности рекламы с диктатурой режима.
В статье рассмотрены проекты введения военного положения в Великом княжестве Финляндском после окончания первой русской революции в 1907-1911 гг. и дискуссии в правящих верхах по этому вопросу. Анализируются причины, вызывавшие желание бюрократических верхов ввести в Княжестве военное положение. На основании документов из фондов АВПРИ, ГАРФ, РГИА и опубликованных источников делается вывод о том, что введение военного положение связывалось с необходимостью борьбы с российским революционным движением, участники которого активно использовали особенности особого статуса Финляндии, скрываясь от российской полиции и жандармерии. Сравниваются взгляды Николая II, великого князя Николая Николаевича, П.А. Столыпина, А.Ф. Зейна, В.Н. Коковцова на возможность введения военного положения в Финляндии. Их мнения, а также позиция представителей министерств, показывают, что введение военного положения всегда рассматривалось российской стороной как крайняя мера, нежелательный и неэффективный способ государственного управления Великим княжеством. Именно поэтому, несмотря на сложные политические обстоятельства, оно не было введено и официальный Петербург стремился к решению проблем путем переговоров.
В статье представлен анализ трансформации моделей государственно-конфессиональных отношений в белорусских губерниях Российской империи (начало ХХ в. - 1917 г.), в БССР (1919-1991 гг.), в Республике Беларусь (1991-2002 гг.). Автором отмечено, что на протяжении ХХ в. произошел переход от модели религиозного государства в период Российской империи к модели секулярного государства в форме враждебной сепарации в БССР и кооперационной модели в Республике Беларусь. Процесс формирования государственно-конфессиональных отношений и их трансформации находился в сильной зависимости от общественно-политического и государственного положения белорусских земель. Это обусловило определяющее значение внешних факторов (политический кризис, революции 1905 г. и 1917 г., трансформация политических систем Российской империи и СССР, геополитическое положение Беларуси, советско-польская война 1919-1921 гг.) в смене парадигмы государственно-конфессиональных отношений в Беларуси в начале ХХ в. - 1991 г. При этом в 1991-2002 гг. на формирование модели государственно-конфессиональных отношений оказали преимущественное влияние внутренние факторы - доминирование традиционных религиозных акторов, высокая степень религиозности населения и активизация религиозной деятельности, что содействовало закреплению кооперационной модели, наиболее валидной для политико-конфессиональной сферы белорусского общества.
Настоящая статья посвящена анализу квебекской проблемы в современной Канаде. На основе необходимого корпуса источников и соответствующей историографии, автор пытается ответить на вопрос, актуальна ли квебекская проблема для Канады в настоящем или она навсегда осталась в прошлом. В своей статье автор не только обобщает и систематизирует саму историю франко-канадской проблемы, но и анализирует деятельность Квебекской партии и Квебекского блока, в течение долгих лет боровшихся за суверенитет Квебека. Автор подчеркивает, что именно с этими двумя объединениями была связана идея суверенитета Квебека, и останавливается на деятельности Р. Левека и Ж. Паризо, готовивших два референдума о суверенитете Квебека. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что на партийно-политическом уровне (в связи с изменением партийной идеологии Квебекского блока и провалом Квебекской партии на провинциальных выборах 2018 г., безусловно, идея суверенитета отошла в прошлое. В то время как на ментальном уровне (память об исторической травме 60-х годов XVIII в., когда Новая Франция была завоевана Англией) идея суверенитета отвечает интересам части франко-канадцев.