Архив статей журнала
Введение. Обеспечение права на миграцию и создание достойных условий труда для трудящихся-мигрантов – залог повышения уровня благосостояния граждан государств-членов ЕАЭС. При этом следует учитывать, что лишь законодательное оформление единого рынка труда без упрощения технической стороны его функционирования не сможет коренным образом повлиять на рост благосостояния населения. Кроме того, сближение мер регулирования социально-экономического положения трудящихся-мигрантов на пространстве ЕАЭС не может рассматриваться в качестве самоцели любой ценой обеспечить единый, унифицированный режим, но должно учитывать российские национальные интересы. В условиях нарастания внешних рисков, связанных, в том числе, с санкционным давлением, на пространстве ЕАЭС более эффективна и, главное, реализуема будет политика «малых шагов», которые глубоко не вторгаются в зону национального суверенитета. В статье рассматриваются такие вопросы, как правовые основы создания общего рынка труда ЕАЭС, дается анализ национального законодательства государств-членов ЕАЭС по таким вопросам, как правовое регулирование допуска трудящихся на рынки государств-членов ЕАЭС, включая доступ к услугам в сфере образования, медицинского и пенсионного обеспечения.
Материалы и методы. В основе исследования лежат общенаучные методы познания. В числе используемых авторами частнонаучных методов следует выделить методы правового моделирования, сравнительного анализа и ряд других.
Результаты исследования. В результате проведённого анализа правового регулирования трудовой миграции на интеграционном и на национальном уровнях авторы формулируют некоторые выводы касательно интеграционного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в указанных сферах. В статье отмечаются как достижения евразийской интеграции по вопросам социального обеспечения трудящихся, так и проблемы формирования единого рынка труда ЕАЭС. В то же время, несмотря на существующую разницу в уровнях и видах услуг, предоставляемых мигрантам в сфере доступа на рынки труда, медицины, образования и пенсионного обеспечения, национальные правовые акты всех государств-членов соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, наделяющим трудящихся соответствующими правами.
Обсуждение и заключение. Несмотря на существующую разницу в уровнях и видах услуг, предоставляемых мигрантам в сфере доступа на рынки труда, медицины, образования и пенсионного обеспечения, национальные правовые акты всех государств-членов соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, наделяющим трудящихся соответствующими правами. В завершающем разделе даны предложения по укреплению и совершенствованию общего рынка труда ЕАЭС.
Введение. В статье исследованы условия формирования и порядок функционирования системы пенсионной защиты трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Изучение проблематики пенсионного обеспечения в ЕАЭС основано на рассмотрении международных договоров государств-членов, формирующих договорно-правовую основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также источников права Союза в соответствующей области. В частности, нами проведен комплексный анализ положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г. (далее — Соглашение) и соответствующей практики Суда ЕАЭС.
Материалы и методы. В ходе исследования нами изучены международные договоры, заключенные государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области трудовой миграции, а также источники права Союза и практику Суда ЕАЭС в части пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов. В качестве теоретической основы настоящего исследования выступают научные публикации отечественных юристов-международников, посвященные трудовой миграции в ЕАЭС. В процессе написания статьи мы прибегнули к использованию таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Среди частнонаучных методов, которые также применены в данной работе, следует выделить формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что разработка и подписание Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС стали ключевым шагом в построении системы пенсионного обеспечения трудящихся стран «евразийской пятерки». Несмотря на то, что данный международный договор, вступивший в силу 1 января 2021 г., только проходит проверку временем, необходимо отметить тот факт, что его применение — одно из важных условий эффективного функционирования общего рынка труда Союза.
Обсуждение и заключение. Обеспечение свободного движения рабочей силы в рамках современных региональных интеграционных объединений зачастую связано с предоставлением трудящимся данных объединений равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также защиты их пенсионных прав. В связи с этим положительная динамика трудовой миграции в ЕАЭС может быть среди прочего обусловлена переходом на качественно новый уровень правового регулирования пенсионного обеспечения трудящихся его государств-членов. При этом, как показывает анализ практики Суда ЕАЭС, заинтересованность государств в разъяснении отдельных норм права Союза в соответствующей области остается достаточно высокой.