Архив статей журнала
Введение. Цель настоящей статьи – проанализировать принятые на уровне ЕС и СНГ нормативные правовые акты, направленные на регулирование наследования, а также на установление правового режима криптоактивов и других цифровых активов и объектов и выявить основные подходы и концепции, содержащиеся в указанных документах.
Материалы и методы. Проанализированы нормативные документы на уровне ЕС и СНГ, связанные с наследованием, правом на уважение частной жизни, с установлением правых режимов в отношении отдельных цифровых объектов. Выполнен компаративный анализ различных концепций и подходов, выраженных в различных документах, предложены рекомендации по возможному регулированию соответствующих отношений в Российской Федерации. Исследование базируется на комплексном применении трех ключевых подходов: сравнительного правоведения, правового догматизма и формально-логического инструментария.
Результаты исследования. Полученные выводы указывают на наличие определённых отличительных черт в закреплении исследованных правовых отношений в рамках Европейского Союза и государств-участников СНГ, а также общих подходов к регулированию. Сформулированы рекомендации по возможному регулированию соответствующих отношений на уровне Российской Федерации.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что принцип национального режима, закрепленный в национальных законах и международных актах, формирует основу унификации норм, регламентирующих наследственные отношения применительно к цифровым объектам и цифровым активам.
Введение. В статье рассматривается проблема кибербезопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России в условиях цифровой трансформации отрасли, обозначенной в Энергетической стратегии РФ до 2050 года. Обоснована актуальность темы в связи с ростом числа кибератак на критическую инфраструктуру и недостаточностью существующих нормативных механизмов.
Материалы и методы. Методологическую основу составляют сравнительно-правовой анализ, формально-юридический и системный подходы, с опорой на документы стратегического планирования РФ и международные нормативные акты (США, ЕС, КНР).
Результаты исследования. Выявлен пробел в российском законодательстве: отсутствие специального закона о кибербезопасности объектов ТЭК. Проанализированы положения действующих нормативных актов, установлено их фрагментарное и отрасле-нейтральное применение. Приведён анализ зарубежных моделей NERC CIP (США), директивы NIS 2 (ЕС) и законодательства КНР.
Обсуждение и заключение. Предложена концепция специального федерального закона о кибербезопасности объектов ТЭК, основанная на принципах превентивности, устойчивости, ответственности и отраслевой специфики. Сделан вывод о необходимости скорейшей законодательной регламентации в целях обеспечения энергетической безопасности России.
Введение. «Цифровой юань» - цифровая валюта Народного Банка Китая, - привлекает к себе внимание исследователей по всему миру. Этот проект является не первым из введенных в оборот, но крупнейшим по объему эмитируемой валюты и количеству лиц, использующих ЦВЦБ в качестве средства платежа.
Материалы и методы. Анализ практики введения в действие, а также основ регулирования ЦВЦБ КНР может стать источником информации, позволяющим, при проведении сравнения, выработать политику действий регулятора в отношении цифровых валют иных государств. В предлагаемой статье рассматривается только ЦВЦБ КНР, его особенности, технологические и не технологические компоненты. Основным источником анализа служит Программный документ – «белая книга ЦВЦБ КНР», на данный момент являющаяся единственным официальным источником информации о том, как построено регулирование валюты. Этот документ относится к числу устанавливающих регуляторные принципы и является примером общепринятого метода регулирования инновационных финансовых технологий в стадии пилотного запуска.
Результаты исследования. На основании проведенного анализа в статье предлагаются выводы, текущие и итоговые, о том, что же такое ЦВЦБ КНР, какова ее структура и каковы особенности.
Обсуждение и заключение. Рассматриваются основные направления применения ЦВЦБ КНР, правовой эффект от ее внедрения.
Введение. В исследовании рассматривается роль государственного управления в развитии инноваций в области здравоохранения как перспективного направления не только социальной сферы, но и всей экономики страны. Фокус работы направлен на анализ одного из способов, повышающих эффективность такого инструмента государственной инновационной политики, как управление развитием стартапов. Для системного оказания адресной поддержки данным субъектам необходимы изучение и анализ критериев стартапов. Их законодательное закрепление позволит повысить степень соответствия реализуемых государством мер поддержки запросам данных организаций и оптимизировать расходование бюджетных средств.
Материалы и методы. Для раскрытия теоретических основ исследования были использованы работы зарубежных авторов: С. Кнак, Ф. Кифэр, М. Олсон, П.Э Самуэльсон, Р. Лэйард, К. Катакорпи, Ж-П. Лааманен, Д. Аномали, Л.М. Шен, Г. Гудгин, Е. Фримен, Д.М. Кларк и Д. Коммонс, и отечественных ученых: Е.В. Аристов, Д.О. Тарабара, И.В. Раева, К.А. Соловейчик. Их методологическая база была подкреплена данными из статистических документов и стратегий ВОЗ, МВФ, ОЭСР, ЕЦБ, Инвестиционного фонда по поддержке глобального здравоохранения (GHIF).
Исследование опирается на подходы экономической школы институционалистов, выделяющих в государственном управлении особую роль среды и институтов, которые имеют на нее непосредственное влияние, а также базируется на исследованиях вопросов предоставления общественных благ. В работе были применены следующие общенаучные методы: анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования был проанализирован генезис формирования потребности в законодательном закреплении понятия стартапа и его критериев. Принятие соответствующих нормативно-правовых актов в России сформировало условия для создания единого реестра малых технологических компаний и бесшовной реализации адресных мер по поддержке инновационной деятельности.
Обсуждение и заключение. Дальнейшее развитие с целью реализации инновационного потенциала сферы здравоохранения представляется возможным за счет уточнения существующего законодательства. Предложения по вынесению медицинских технологических компаний в отдельную категорию могут лечь в основу потенциальных мер их поддержки. Это позволит системно разрабатывать адресные меры, соответствующие лучше специфике их запросов.