Архив статей журнала
Введение. С 2020 года взаимодействие в рамках БРИКС развивалось в соответствии с Концепцией сотрудничества, инициированной Российской Федерацией. Концепция была рассчитана до 2025 года, соответственно сегодня активно обсуждаются контуры будущего взаимодействия. В представленной статье автор изучает возможности внутриблокового взаимодействия с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности стран-участниц. В статье рассмотрены национальные интересы, определены точки совпадения и сложности в двусторонних отношениях. На основе проведенного анализа дана оценка потенциала сотрудничества и предложены наиболее эффективные формы взаимодействия.
Материалы и методы. При написании статьи использовался сравнительный метод научного исследования. На первой стадии был проведен анализ нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих вопросы национальной экономической безопасности стран-участниц. Также было проведено сравнение положений этих документов с положениями «Концепции сотрудничества стран БРИКС». Далее на основе анализа официальных статистических данных, представленных как международными структурами, так и национальными агентствами и министерствами, был оценен прогресс стран по достижению собственных национальных интересов в сфере экономической безопасности.
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что у стран БРИКC есть четыре подхода к регулированию вопросов экономической безопасности: наличие специального документа, закрепление положений экономбезопасности в конституциях, включение вопросов безопасности в общее эконмическое регулирования, реализация общенациональных программ. Также было выявлено несовпадение интересов и приоритетов у ряда стран. Часть стран, включая Россию, больше озабочены вопросами меняющегося миропорядка, энергетической безопасности, отхода от доллара в международных расчетах, обхода экономических и финансовых санкций. В то же время для ряда стран наиболее актуальными остаются вопросы продовольственной безопасности и бедности.
Обсуждение и заключение. Среди стран БРИКС всеобъемлющая стратегия экономической безопасности есть только у России. Обеспечение экономической безопасности в рамках общеэкономического регулирования осуществляют КНР и Индия. Иран, Индонезия и в Египет закрепили основные положения в своих конституциях. Остальные страны предпочитают общенациональные программы по наиболее актуальным направлениям. Анализ как нормативных документов, так и расходов на проведение определенной экономической политики позволил установить, что проблемами обострения конкуренции за лидирующие позиции в мировой экономике озабочены Россия и КНР. Проблема энергобезопасности актуальна для всех, но для России и Ирана это стабильный экспорт, а для ЮАР – это проблема энергетической бедности. Отход от доллара важен для России, Ирана, КНР и в определенном объеме для ОАЭ. Проблемы продовольственной безопасности и бедности актуальны для Египта, Бразилии, Эфиопии, ЮАР, частично для ОАЭ. Было установлено, что среди рассмотренных стран в наибольшей «эконмической безопасности» находятся Индонезия и ОАЭ.
Введение. В статье предпринята попытка определить факторы, оказавшие влияние на декриминализацию современной уголовно-правовой политики в налогообложении и ее степень влияния на состояние налоговой дисциплины и налоговой безопасности в целом. В статье анализируется влияние изменений уголовного законодательства, о необходимости которых было указано в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2023 и 2024 годах, на финансовую безопасность государства в двух аспектах: 1) иерархической взаимосвязи между уголовной политикой и уголовной политикой в налогообложении; 2) соотношения уголовной политики в налогообложении и бюджетно-налоговой политики. Особое внимание уделено влиянию изменений отдельных норм УК РФ по налоговым составам преступлений в сторону декриминализации законодательства на показатели налоговой преступности.
Материалы и методы. При написании статьи применялись общенаучные методы (анализ, синтез, логический метод) и частно-правовые методы (правовое моделирование, правовое прогнозирование, правовая статистика).
Результаты исследования. Анализ последних изменений в уголовном законодательстве позволил уточнить значение актуальной уголовно правовой политики в налоговой сфере, а также в структуре национальной безопасности и финансовой устойчивости государства.
Обсуждение и заключение. Уголовно правовая политика в налогообложении это динамичное явление, основанное на: 1) органичном применении подхода «криминализация-декриминализация» в сочетании с иными мерами принуждения, предусмотренными налоговым и административным законодательством; 2) выявлении причин и закономерностей, лежащих в основе преступных деяний. Налоговая безопасность, обеспеченная эффективным налоговым контролем и принуждением в налоговой сфере, позволяет смягчать уголовно-правовую политику в налогообложении. К числу основных факторов, оказывающих влияние на уголовную политику в налогообложении, относятся параметры бюджетной и налоговой политики, эффективность налогового администрирования, включая цифровизацию.