В статье представлен теоретико-методологический подход, направленный на изучение карьерных установок молодежи в контексте растущей неопределенности на рынке труда. В условиях быстро меняющегося социума у работников остается меньше возможностей рассчитывать на построение стабильной и долгосрочной карьеры в рамках одной компании. В современных концепциях карьеры делается акцент на усилении значимости различных форм трудовой мобильности, на изменении ценностных ориентаций работника и важности субъективного восприятия собственного профессионального пути. Можно говорить о формировании нового типа карьеры, свойственного информационному обществу. На основе анализа ряда вторичных данных автором предпринята попытка выяснить, как традиционный и новый типы карьерного развития проявляются среди российской молодежи. Выявлено, что ориентации молодых россиян в отношении своей карьеры имеют гибридный, смешанный характер. В целом молодежь ориентирована на построение организационной карьеры, при которой заработная плата выступает важнейшим фактором успеха. Вместе с тем некоторые молодые люди проявляют интерес к работе на себя, дистанционной занятости. Часть молодежи готова демонстрировать самонаправленность в ходе своего профессионального развития, менять организации при необходимости. Делается вывод, что изучение карьерных установок и ориентаций молодых людей должно учитывать сосуществование традиционного и нового типов карьеры.
В статье обосновывается необходимость общественного договора между государством и студенческой молодежью в изменившихся условиях (с 1917 г. до конца 20-х гг.), цели и условия каждой из сторон, примеры вынужденного принятия и последствия отказа. Приведена классификация советской учащейся молодежи, дана характеристика полярных студенческих миров, проявляющаяся как в мотивации получения высшего образования, так и во взаимоотношениях внутри дифференцированных групп.
Продемонстрированы экстремальные условия обучения в вузах первых лет советской власти и возможности погружения в процесс духовного производства. Рассмотрен факт принадлежности социальной группы студенчества к интеллигенции: показаны изменения, происшедшие вследствие трансформации системы высшего образования, итогом которой стало появление новой группы рабочей социалистической интеллигенции.