Архив статей

Социальный потенциал интеллигенции как субъекта благотворительной деятельности (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Разина Анастасия К.

Традиционно представители интеллигенции являлись важными участниками благотворительного обмена. Наличие у данной социальной группы ряда нематериальных ресурсов, составляющих ее богатый социальный потенциал, позволяет говорить об особых формах участия интеллигенции в благотворительной деятельности. В статье на основе вторичного анализа данных исследования «Благотворительная помощь кризисным семьям», проведенного группой исследователей лаборатории «Ксилаб» по заказу Благотворительного фонда «Шалаш» в 2020–2021 гг., рассматриваются специфичные элементы социального потенциала интеллигенции и возможности для их реализации в сфере благотворительности. Интеллигенция как социальная группа носителей специфических знаний, навыков и ресурсов может выступать значимым субъектом благотворительного процесса, оказывая нематериальную помощь как благополучателям, так и различным социальным организациям в сфере благотворительной помощи и меценатства.

Сохранить в закладках
Образовательные проекты женщин-благотворителей в России конца XIX – начала XX в. (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Буланова Марина Борисовна

В статье рассматриваются проекты в области образования, предложенные и реализованные тремя женщинами-благотворителями в конце XIX – начале XX в. Графиня В. Н. Бобринская (1864–1940) в своем имении Бутырки Тульской губернии организовала для местных крестьянских детей воскресную школу, а для их родителей – школу обучения чтению. Кроме того, она возглавила Комиссию заграничных и русских экскурсий, устроив поездки, благодаря которым сельские учителя получили возможность поработать над повышением своего образовательного и культурного уровня. Княгиня М. К. Тенишева (1858–1928) открыла в Бежице Смоленской губернии Школу ремесленных учеников, осваивающих профессии столяра, кузнеца, чертежника. Также ей удалось открыть на хуторе Флёново 6-летнюю сельскохозяйственную школу для местных крестьянских детей. Наконец, Лидия Алексеевна Шанявская (1842–1921) приложила немало сил для открытия в 1908 г. Московского народного университета. Тем самым эти образованные, достойные женщины внесли посильный вклад в развитие российского народного образования.

Сохранить в закладках