Архив статей журнала

Школа изучения аудиовизуальных документов в Историко-архивном институте: традиции и достижения (2024)
Выпуск: Том 7, № 1 (2025)
Авторы: Ланской Григорий Н.

Статья посвящена анализу вклада ученых и одновременно преподавателей Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета в исследование комплекса различных видов аудиовизуальных документов. Основное внимание уделено работам основателей данного актуального исследовательского направления – профессоров А. А. Кузина, Л. М. Рошаля, В. М. Магидова. В то же время в статье представлено содержание новейших обобщающих трудов об аудиовизуальных документах и архивах, созданных в XXI веке учениками и последователями указанных авторов. Использованные историографические источники в форме монографий, статей, учебников систематизированы по хронологическому и тематическому принципу. Применение данного подхода дает возможность показать традиции и современные тенденции в изучении различных видов аудиовизуальных документов специалистами из Историко-архивного института, определить степень актуальности опубликованных исследований по данной теме. Основное внимание уделено работам, посвященным решению логически связанных проблем архивоведения и источниковедения. Их выбор для изучения определяется традицией развития научных исследований в Историко-архивном институте. В то же время в статье представлены результаты изучения актуальной темы создания и хранения изобразительных и аудиовизуальных документов в электронной среде. В связи с этим изложено содержание понятия технотронного документа, которое широко использовалось в научных исследованиях конца XX – начала XXI в.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Шалашникова Валентина Ю., ИЛЬИНА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, ПЛЕХАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, КОРЕПАНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ

В соответствии с федеральным законодательством и поручением Правительства Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществил разработку перечня документов, образующихся в процессе деятельности данного министерства и подведомственных организаций1. В настоящей статье раскрыты подходы к составлению проекта данного перечня документов. Показан процесс применения действующего законодательства, регулирующего деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций для составления данного перечня. В качестве основных методов исследования были использованы исторический и сравнительный методы, формально-юридический метод. Приведен исторический обзор принятия подобных перечней документов в СССР и России. Рассмотрена практика составления перечней в некоторых странах СНГ. Формально-юридический метод использовался для иллюстрации связи между содержанием нормативных правовых норм действующего законодательства с документами, которые включаются в разрабатываемый проект перечня документов. В качестве результатов дискуссии продемонстрированы научно-методические подходы к формированию раздела перечня документов, связанного с осуществлением образовательной деятельности. Результаты дискуссии использованы при создании проекта перечня документов и могут быть использованы при составлении номенклатуры дел конкретных подведомственных организаций.

Сохранить в закладках
ТЕРМИНЫ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ» И «ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ»: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: КЮНГ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Архивоведение научно-технической документации традиционно рассматривается в научных и методических работах, а также учебных курсах в равноправной части общего архивоведения. Но в то же время само определение термина «научно-техническая документация» на настоящий момент не закреплено в нормативных документах, в историографии, а также в терминологических стандартах мы наблюдаем различные трактовки этого термина. Очевидно, основной проблемой при определении термина «научно-техническая документация» является ее надсистемный характер, а также разнозначное употребление в различных областях науки. Характерно, что в различных методических документах и проектах нормативных актов в это понятие включаются разные системы документации. В то же время сейчас активно используются термины «научно-технический документ», «электронный научно-технический документ». В статье анализируются вопросы терминологии архивоведения научно-технической документации. Основным вопросом, который рассматривает автор, является определение терминов «научно-техническая документация» и «электронный научно-технический документ». В статье проанализирована история использования терминов, их историография. Также рассматриваются вопросы соотношения управленческой документации и научно-технической документации. Автором статьи сформулированы и обоснованы определения терминов «научно-техническая документация», «научно-технический документ», «электронный научно-технический документ».

Сохранить в закладках