Архив статей журнала
Работа посвящена исследованию взаимосвязи между уровнем развития способностей к познанию, управлению эмоциями и особенностями субъективного восприятия событий. В исследовании принимали участие 80 человек (46 женщин и 34 мужчины). Для сбора эмпирического материала были использованы: Шкала эмоционального отклика, дифференциальная анкета атрибутивных измерений, краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля, тест социального интеллекта, опросник эмоционального интеллекта. Для обработки данных был использован корреляционный анализ. Была выявлена значимая положительная связь между оптимистическим атрибутивным стилем и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, в то время как ожидаемые связи с социальным интеллектом обнаружены не были.
В работе изучались особенности взаимосвязи между некоторыми каузальными объяснениями, дифференцированными по измерению персонализации: способность, усилие, влияние других людей и случайные обстоятельства. В исследовании принимали участие две группы испытуемых, по 244 и 270 человек соответственно. Испытуемым предлагалось заполнить специально разработанную дифференциальную анкету, опросники атрибутивного стиля и УСК. В анкете необходимо было оценить список причин по двум измерениям: постоянство и глобальность. Для изучения структуры связей использовались метод главных компонент и корреляционный анализ. Было выявлено, что все ана- лизируемые причины негативных ситуаций объединяются в один фактор, а атрибуции ситуаций успеха в два: группа интернальных причин (способность и усилие) и группа экстернальных объяснений (влияние других и случай). Также наблюдались значимые корреляционные связи оценок глобальности и стабильности как по интернальным, так и по экстернальным атрибуциям с оптимизмом. Результаты указывают на возможную противоречивую роль экстернальности для оптимизма и пессимизма.