Архив статей журнала

ДЬЯКЪ НА МОРЕ ПОПУГАЙ… (НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТОВ ИЗ ИСТОРИИ "ДЕЛОВОГО" ФОЛЬКЛОРА XVIII ВЕКА) (2023)
Выпуск: № 37 (2023)
Авторы: Никитин Олег Викторович

В статье приводятся и анализируются факты использования элементов делового языка в произведениях устного народного творчества. Подчеркивается, что в XVII-XVIII вв. приказная письменность достигает наивысшей точки развития и выходит за рамки своей культурной традиции: жанры делового письма проникают в фольклор, который использует специфическую лексику, отдельные грамматические формы, метафорически переосмысляя деловые «сюжеты». Особое внимание обращено на то, как приспосабливалась одна письменно-литературная традиция к другой - устной. Примеры контаминации доказывают широкие возможности деловой письменности в использовании фрагментов приказной картины мира в художественных целях в текстах других жанров, и прежде всего - в фольклоре.

Сохранить в закладках
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ЛИНГВОФОЛЬКЛОРИСТА (2023)
Выпуск: № 38 (2023)
Авторы: БОБУНОВА Мария Александровна

Статья посвящена описанию серии тематических записных книжек Александра Тимофеевича Хроленко, создателя и руководителя курской школы лингвофольклористики - особой отрасли филологической науки, изучающей язык фольклора. Описывается структура записных книжек, включающих библиографическое описание источника и цитаты с паспортизацией. Особое внимание уделяется указателю авторов и тематическому указателю, которые оказываются удобным инструментом для поиска нужной информации. Отмечаются характерные особенности записных книжек и их роль в научной работе.

Сохранить в закладках
ЕЩЕ РАЗ О ЧАСТУШКАХ КУРСКОГО КРАЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК "ЧАСТУШКИ В ЗАПИСЯХ 1968-2010 ГГ.ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА". КУРСК: ИЗДАТЕЛЬСТВО КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2024. 294 С.) (2024)
Выпуск: № 39-2 (2024)
Авторы: Иванищева Ольга Николаевна

В статье представлена рецензия на сборник частушек Курского края по результатам экспедиций, организованных лабораторией лингвофольклористики Курского государственного университета, обозначены положительные и дискуссионные стороны издания, высказаны рекомендации. Указано, что в сборнике в основном представлены лирические частушки, исполнителями которых являются лица женского пола преклонного возраста, обоснован основной принцип расположения материала - хронологический, выявлены перспективы исследования частушек - изучение их жанровой специфики, обозначены «лакуны» в классификации материала, а именно в отборе частушек с явным влиянием современной песенной культуры.

Сохранить в закладках
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СЕМЬИ В ФОЛЬКЛОРНОМ И МАССМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (2024)
Выпуск: № 39-2 (2024)
Авторы: Демидова Татьяна Дмитриевна, Косицына Наталья Олеговна

В статье на примере архетипов мужа и жены рассматривается образ семьи в соотношении с культурной и национальной самобытностью русского народа. Прослеживаются особенности вербального отражения семейных отношений в традиционном фольклоре и современных массмедиа.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (АППОЗИТИВНЫЕ СОЧЕТАНИЯ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ) (2024)
Выпуск: № 39-1 (2024)
Авторы: Хроленко Александр Тимофеевич

В статье рассматриваются аппозитивные сочетания в языке русской народной лирической песни. Выделяются различные типы таких сочетаний. Доказывается, что основными признаками их являются: выражение родо-видовых отношений между субстантивами; грамматическая эквивалентность приложения и определяемого; наличие потенциальной предикативности.

Сохранить в закладках
ПРЕДЛОГ ПРИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (2024)
Выпуск: № 39-1 (2024)
Авторы: БОБУНОВА Мария Александровна

В статье говорится об исследовательских возможностях лексикографических комплексов, создаваемых курскими лингвофольклористами. Проводится сопоставительное описание функционирования предлога при в текстах разных фольклорных жанров (лирическая песня, частушка, сказка). Дается анализ языковых конструкций с учетом семантики и частотности. На большом фактическом материале выявляются общежанровые и специфические для каждого жанра особенности использования указанного предлога, отмечаются характерные для необрядовой лирики предложно-падежные сочетания и указываются случаи территориальной дифференциации конструкций.

Сохранить в закладках