Архив статей журнала
В статье анализируются способы коммуникации военного дирижера и оркестра в различных ситуациях - во время музыкального обеспечения воинского ритуала, управления сводным оркестром и оркестром в составе сводного, концерта-лекции, плацконцерта, в том числе с участием тамбурмажора. Выявлены четыре вида коммуникации в управлении военным оркестром: художественно-невербальная (выразительные движения дирижера), технически-невербальная (специальные технические жесты военного дирижера, выполняющие функции команд - начало или окончание игры или движения оркестра), художественно-вербальная (вступительное слово дирижера и иное вербальное общение с публикой), технически-вербальная (словесные команды военного дирижера). Представлены модели коммуникации в деятельности военного дирижера и описаны их особенности: линеарность, иерархичность и однонаправленность вербального канала коммуникации в музыкальном обеспечении воинского ритуала вследствие субординации между его участниками; опосредованная художественно-невербальная коммуникация и несовпадение сообщения и обратной связи по видам текстов в управлении сводным оркестром; независимые субсистемы «дирижер - оркестр» и «дирижер - зрители - слушатели» в концерте-лекции; синтез художественно-невербальной и технически-невербальной коммуникации в плац-концерте; переменные элементы коммуникации в случае участия в управлении оркестром тамбурмажора.
Статья посвящена особенностям русского военного марша второй половины XIX века. В ней рассмотрены качественные характеристики мелодии, гармонии и инструментовки, приведены примеры специфической стилистики марша, а также основных средств музыкальной выразительности. В статье отмечаются яркие контрастные сопоставления, на которых строятся марши, рассматривается их темпо-ритмическая основа, метрическая константность, а также подчеркнутая мерность ритма военно-маршевой музыки исследуемого периода. Анализируется гармоническая сторона маршей, заключающаяся в расширении круга аккордов субдоминантовой группы, а также усилении ладотонального контраста между частями. Выявлен феномен, при котором гармония маршей в некоторых случаях составляет более значительный художественный интерес в отличие от мелодии, лишенной определенной музыкальной выразительности и индивидуальности. Выстраивается параллель с маршами прусской армии, тональный план которых строился на основе тонико-доминантовых соотношений в первой части и трактовки трио в тональности субдоминанты. Затронута тема специфики сложившейся к тому времени музыкальной формы. Прослеживается практика инструментовки марша, направленная на усиление звучности путем постоянного использования полного состава оркестра.