Архив статей журнала
Мир быстро урбанизируется: в настоящее время в городах проживает почти 4 миллиарда человек, из них около 1 миллиарда — в трущобах. В условиях стремительной урбанизации достижение целей устойчивого развития во многом зависит от решения проблем городских
трущоб — территорий неорганизованных жилых застроек.
В статье показано, что одну из центральных проблем трущоб — отсутствие пространствен-ных доступов к городской инфраструктуре жизнеобеспечения — можно не только диагностировать, используя топологический анализ карт трущобных районов, но и решать ее поэтапно путем последовательных шагов оптимизации.
Застроенная среда города, подверженного стихийным процессам распространения трущоб,
делится на два типа сетевых пространств: места, обладающие универсальными топологи-ческими характеристиками, встречающимися в большинстве организованных кварталов развитых городов, и районы неформальных застроек (трущоб), относящиеся к иному топологическому классу.
В статье продемонстрировано, что метод топологического анализа способен подсказать оптимальные решения организации уличной сети трущобных кварталов, которое обеспечит универсальный доступ к инфраструктуре города с минимальными затратами и нарушениями сложившейся структуры застройки. Заметное улучшение конечных результатов использования топологического метода дает параллельное проведение социологических опросов, дающих представление о предпочтениях местных жителей.
В настоящее время подобная практика применяется в районах Кейптауна (Южная Африка)
и Мумбаи (Индия), демонстрируя практическую эффективность сочетания современных вычислительных методов диагностики с интересами местных сообществ и органов власти.
Одной из важнейших проблем пространственного развития современного города является распространение типовых решений планировочной организации, не учитывающих
особенности и емкость разрабатываемых территорий и окружающего их контекста. Таким образом, формирующиеся под воздействием исключительно экономической выгоды проектные решения селитебных территорий городской периферии зачастую не реагируют на различия в интенсивности общественной жизнедеятельности, условиях функционирования транспортных систем и рекреационного потенциала. В фокусе внимания данного исследования находится выявление специфики формирования жилой среды районов городской периферии, незастроенные территории которой все чаще привлекают девелоперов по причине высокой окупаемости реализованных объектов и минимизации конфликтов с небольшим количеством существующих интересантов.