Архив статей журнала
Статья посвящена такому научно-социальному феномену советского времени, как заводская социология. История становления и упадка этой интереснейшей прикладной дисциплины прослежена на примере города Бийска - одного из ведущих центров советской оборонной промышленности 1960-1980-х гг. В основу статьи положены личные воспоминания Сергея Орлова и Людмилы Мрачковской, которые в 1970-1980-е гг. трудились заводскими социологами на таких крупных предприятиях, как НПО «Алтай», Бийский химический комбинат и Бийский олеумный завод. В качестве нового источника информации о работе заводских социологов в научный оборот введены публикации из многотиражной газеты Бийского олеумного завода «За прогресс», которые помогают восстановить картину проблем, волновавших руководство советских предприятий. В заключение выдвигается несколько гипотез, призванных обозначить горизонт дальнейших исследований по теме заводской социологии.
Публикуются воспоминания сотрудников и учеников одного из основоположников советской социологии В.Н. Шубкина (1923-2010), инициировавшего в 1960-х гг. лонгитюдные исследования процессов перехода молодежи от образования к труду. Обсуждаются взгляды ученого на социологическую теорию, методологию социального знания. Рассказывается о взаимоотношениях исследователя с учениками, коллегами, представителями власти.
Статья посвящена рецепции и переосмыслению концепции удовлетворенности трудом, разработанной советскими социологами в конце 1960-х гг. Подвергается критике общепринятый в настоящее время подход, выдвигающий в качестве основного фактора удовлетворенности трудом оплату труда (Н.В. Рудаков, 2021; О. Ротар, Б.У. Сармиенто, 2022). Другие подходы, рассматривающие более широкий набор факторов удовлетворенности (например, Е.В. Михалкина и др., 2020; Г.З. Ефимова, А.С. Латышев, 2023) остаются существенно несвободны от доминирующей финансово-прагматической рамки. На основе ретроспективного анализа авторами предлагается обновленная концепция удовлетворенности трудом. Она апробируется на фактическом материале многолетнего мониторингового исследования профессорско-преподавательского состава российских вузов, проводимого Президентской академией. Анализируются данные шестой волны этого мониторинга, реализованного авторами статьи. Опрос проводился с 18 апреля по 10 июня 2023 г. включительно посредством анкетирования в онлайн-среде, собрана 16 581 полная анкета. Совокупный доход семьи преподавателя и оплата его труда рассматриваются как значимые факторы общей удовлетворенности трудом, однако важнейшими концептуальными признаками удовлетворенности названы творческие возможности работы и содержание труда. Первый признак определяется набором операциональных определений, отражающих представления о мире и уверенность в собственной профессиональной позиции. Второй - представлениями о системе образования и наличием установки на свободу творчества.