Архив статей журнала
Проблема формирования будущих специалистов является предметом изучения на протяжении длительного времени. Это обусловлено постоянно изменяющимися требованиями к определению концепции будущего специалиста. Как правило, при рассмотрении проблем и задач, связанных с формированием будущих специалистов, внимание акцентируется на развитии когнитивных способностей, личных качеств, мотивации и практических профессиональных навыков. Тем не менее, в настоящее время в России остро стоит вопрос о проблеме формировании этических и духовных ценностей и общих культурных основ у будущих специалистов. В данной статье объектом исследования является анализ процесса формирования культурных ценностей в рамках формирования профессиональной культуры будущего специалиста и влияние развития коммуникативной компетенции на данный процесс. В рамках данного исследования дается определение культуры, профессиональной культуры и определяется место культурного развития личности в процессе формирования профессиональной компетенции. Ставится вопрос о взаимосвязи между изучением иностранного языка в неязыковом вузе и общим культурным развитием будущего специалиста, подчеркивается важность развития понимания основных гуманитарных и коммуникативных основ в рамках образовательных программ российских вузов. Определяется, что в неязыковых вузах изучение иностранных языков как отдельной дисциплины оказывает наиболее глубокое влияние на культурное и профессиональное развитие личности в современных условиях.
1\. Batyshev\, S\.Ya\. \(1997\)\. Professionalnaya pedagogika \[Professional Pedagogy\]\. Moscow: Professional Education\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 2\. Borodavkin\, S\.V\. \(2004\)\. Gumanizm v kulture i kultura v gumanizme \[Humanism in culture and culture in humanism\]\. Moscow: Voprosy philosophii\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 3\. Flier\, A\.Ya\. \(1999\)\. Kultura kak smysl istorii: Obshchestvennye nauki i sovremennost \[Culture as the Meaning of History: Social Sciences and Modernity\]\. Moscow: Culture\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 4\. Kagan\, M\.S\. \(1993\)\. Obshchaya harakteristika kultury\, ee stroeniya i funkcij \[General characteristics of culture\, its structure and functions\]\. In: Vvedenie v teoriyu hudozhestvennoj kultury \[Introduction to the theory of artistic culture\]\. St\. Petersburg: St\. Petersburg University\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 5\. Karhanova\, S\.A\. \(2007\)\. Faktory professionalnoj uspeshnosti specialista \[Factors of professional success of a specialist\]\. SGU\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 6\. Kurguzov\, V\.L\. \(2000\)\. Gumanitarnaya kultura: teoreticheskoe obosnovanie fenomena i problemy funkcionirovaniya v tekhnicheskom vuze\. \[Humanitarian culture: theoretical substantiation of the phenomenon and problems of functioning in a technical university\]\. Ulan\-Ude: VSGTU Publishing House\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 7\. Likhachev\, D\.S\. \(2000\)\. Russkaya kultura \[Russian culture\]\. Moscow: Art\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 8\. Persikova\, T\.N\. \(2002\)\. Mezhkulturnaya kommunikaciya i korporativnaya kultura \[Intercultural Communication and Corporate Culture\]\. Moscow: Logos\. \(In Russ\.\)\. EDN: ZRGPNN 9\. Rybak\, M\.V\.\, \(2021\)\. English teaching theory and methodology for the higher education\. Service plus\, 15\(4\)\, 55\-65\. DOI: 10\.24412/2413\-693X\-2021\-4\-55\-65 EDN: ELXSEP ▼ Контекст 10\. Rybak\, M\.V\.\, Grigoryan\, M\.I\. \(2023\)\. The impact of the ICT usage in a foreign language learning on cultural assimbilative processes of the country\. Service plus\, 17\(2\)\, 162\-170\. DOI: 10\.5281/zenodo\.8238050 EDN: GXKZLH 11\. Sadokhin\, A\.P\. \(2005\)\. Vvedenie v teoriyu mezhkulturnoj kommunikacii \[Introduction to the Theory of Intercultural Communication\]\. Moscow: Higher School\. \(In Russ\.\)\. 12\. Schweitzer\, A\.D\.\, Nikolsky\, L\.B\. \(1978\)\. Vvedenie v sociolingvistiku: uchebnoe posobie\. \[Introduction to Sociolinguistics: textbook\]\. Moscow: Nauka\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 13\. Silyaeva\, E\.G\. \(1994\)\. Moralnye cennosti i lichnost \[Moral values and personality\]\. Moscow: MGU\. \(In Russ\.\)\. 14\. Vyzhletsov\, G\.P\. \(1996\)\. Aksiologiya kultury \[Axiology of Culture\]\. St\. Petersburg: St\. Petersburg University\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 15\. Weisgerber\, I\. L\. \(1993\)\. Rodnoj yazyk i formirovanie duha \[Native language and the formation of the spirit\]\. Moscow: Moscow University\. \(In Russ\.\)\. ▼ Контекст 16\. Zapesotsky\, A\.S\. \(1996\)\. Gumanitarnaya kultura i gumanitarnoe obrazovanie \[Humanitarian culture and humanitarian education\]\. St\. Petersburg: IGUP\. \(In Russ\.\)\.
В педагогике культура способствует становлению личности и обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. В конце ХХ начале ХХI вв. ученые-педагоги все больше отмечают взаимосвязь культуры и дисциплины «Иностранный язык», как факт формирования нравственного и эстетического сознания личности. Изучено развитие культурологической идеи в обучении иностранным языкам в России в указанный период времени. Основной целью является изучение развития факторов, содействующих обучению иностранных языков в контексте диалога культур. Задачей исследования является анализ влияния культурологической идеи на методику обучения иностранным языкам в России в конце XX - начале XXI века. Обращено внимание на важность знакомства обучающихся с культуроведческим материалом для понимания иной культуры, развития готовности к общению в иноязычной среде, толерантности и уважения. Рассмотрен культурологический подход как один из стратегически важных подходов того времени, в котором культура выступает ядром в процессе преподавания иностранных языков. Приведены примеры различий в коммуникативном поведении разных народов; продемонстрированы основные источники культурологических знаний (учебники). Сделан вывод, что становясь участником межкультурной коммуникации, обучающийся должен научиться принимать иную культуру, ее ценности, достоинства и преимущества. Культурологический потенциал составляет стратегическую задачу предмета «Иностранный язык», а это значит, изучение иностранных языков должно обязательно происходить в контексте культуры.
Расцвет женского художественного образования отмечен в петербургской «Школе Рериха», в частности творчеством Евгении Константиновны Эвенбах. Цель статьи - раскрытие художественного потенциала Е.К. Эвенбах, ученицы «Школы Рериха». Выявлены преобразования в художественном образовании «Школы Рериха»: усиление преподавания общеобразовательных предметов, создание художественно-промышленных мастерских, приглашение выдающихся художников для преподавания, обучение женщин. Школа выработала принцип единства материального и нематериального культурного наследия, закреплённый в Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Описано художественное становление Е.К. Эвенбах в «Школе Рериха», где она посещала классы Н.К. Рериха и А.А. Рылова. Она совершенствовала художественную технику, делая многочисленные зарисовки экспонатов Исторического музея имени А.Н. Поля. Определены особенности художественного развития Е.К. Эвенбах до Первой мировой войны, связанные с её обучением в классе Я.Ф. Ционглинского, на Высших женских (Бестужевских) курсах и в Институте истории искусств; в военное время - с обучением на курсах сестёр милосердия и работой над зарисовками сцен военной жизни, портретами сестёр милосердия. Охарактеризована художественная деятельность Е.К. Эвенбах после Первой мировой войны, в ходе которой выделяется работа с живописными и архитектурными памятниками в Великом Новгороде, иллюстрирование детских книг. Художественное наследие Е.К. Эвенбах представлено вкладом в создание учебников для коренных северных народов и работами, посвящёнными ойротам. Её работы находятся в музеях страны, частных коллекциях и галереях. Е.К. Эвенбах достойно воплотила в своей художественной и педагогической практике заветы «Школы Рериха».
В статье рассмотрены существующие подходы к определению понятий «ценности» и «система ценностей». Выявлена двойственная природа системы ценностей, проявляющаяся в ее объективно-субъективном характере. Определено соотношение индивидуального и общественного в системе ценностей личности. Рассмотрены основные направления исследований категории «система ценностей» в философии, культурологии, педагогике, психологии, социологии, лингвистике, истории. Цель исследования заключалась в рассмотрении понятий «ценности» и «система ценностей» и исследовании категории «система ценностей» как предмета научного познания. Методами исследования стали общенаучный диалектический подход, а также специальные методы: культурно-исторический, культурфилософский, описательный. Результаты работы заключаются в том, что автор описывает двойственную природу системы ценностей и определяет соотношения индивидуального и общественного в системе ценностей. Анализируются походы к системе ценностей в различных сферах научного исследования. Результаты исследования могут быть применены в сфере любых культурфилософских, социальных, гуманитарных исследований и экспертиз, в рамках образовательных и познавательных трансформаций, анализа кросс-культурных взаимодействий.
Современное развитие информационного пространства и цифровых технологий оказывает серьезное влияние на трансформацию концепций культуры. Данная работа рассматривает динамичную эволюцию культурных феноменов и коммуникационных процессов в информационном обществе. Подчеркивается глубокое влияние информационных технологий на культуру, образование, как подсистему культуры, а также воздействие данных факторов на формирование общественного сознания. Сочетая качественный анализ, обзор литературы и изучение конкретных примеров, исследование стремится раскрыть сложное взаимодействие между информационными технологиями и культурной динамикой. В нем рассматриваются основные теоретические парадигмы, предложенные учеными, и изучаются эмпирические данные, чтобы углубить наше понимание того, как технологический прогресс влияет на культурные сдвиги. Ссылаясь на выдающихся ученых Франкфуртской школы, семиотические теории и культурологические исследования, в данной работе подчеркивается критическая роль коммуникационных процессов в формировании культурной динамики. Кроме того, рассматриваются проблемы, возникающие в связи с развитием искусственного интеллекта и активного внедрения цифровых технологий в сферу образования с точки зрения культурологического подхода. Предлагается вектор изменений, допускаемых в педагогическом подходе для лучшей адаптации к меняющимся внешним условиям.
В работе анализируется влияние французского языка на лексический состав испанского языка в Аргентине. С одной стороны, это показывает актуальность слов французского происхождения (адаптированных с одной стороны или частично, а иногда и полностью ассимилированных в языке). С другой стороны, с теоретической позиции, принятой при анализе заимствований, утверждается, что тип проведенного исследования является местом встречи с языковым и культурным разнообразием испанского языка в Аргентине. Новизной исследования является попытка установить семантические поля, в которых существует большинство заимствований из французского языка, что раньше не проводилось детально. Предметом исследования является испанский язык Аргентины, а объектом - заимствования из французского языка, которые разделены по принципу степени заимствования. Материальной базой послужил один из крупнейших новостных порталов Аргентины, где были отобраны примеры использования заимствований, анализ которых и стал исследовательской частью статьи. Автор приходит к выводу, что большинство заимствований имеет культурные, гастрономические и архитектурные основы. Слова или адаптируются в языке по фонетическим и орфографическим нормам, или ассимилируются без изменений. При этом значение слова или меняется, или сужается по сравнению с употреблением в языке происхождения. Статья может быть полезна не только исследователям в области романской лексикологии, но и изучающим испанский язык и культуру испаноговорящих стран.
В данной статье рассматривается история, особенности изготовления и исполнительства на музыкальных инструментах семейства хуцинь в том числе эрху, цзинху. сыху, гаоху и баньху. Проанализированы происхождение, процесс становления и развития, а также современное состояние инструментов данной группы. Согласно соответствующим документам, хуцинь возник примерно в 9 в. н.э. Начиная с династии Сун (960- 1279 гг.) он часто сочетался с другими видами музыкальных инструментов и использовался в различных формах песен, танцев, музыкального сопровождения и ансамблей. К эпохе династии Юань (1271-1368 гг.) хуцинь уже занял важное и незаменимое место в оркестре. Выявлено, что инструменты данной группы были активно востребованы в музыкальной жизни Китая на протяжении всего периода развития китайской музыки. Отмечено, что настоящее время хуцинь не только превратился в серию сольных инструментов, но и играет незаменимую роль в национальных оркестрах. Ярким примером такого коллектива является «Запретный город» (Пекин). Задействован комплекс теоретических, эмпирических и специальных методов, что позволило отразить специфику процесса становления и развития данной инструментальной группы. Автор делает акцент на исследовании эрху как наиболее известного и популярного китайского инструмента. Проведенное исследование доказывает жизнеспособность хуцинь, прогнозирует пути его дальнейшего совершенствования, а также его интеграцию в мировое культурное пространство.
В статье были проанализированы работы нескольких значимых авторов, которые внесли решающий вклад в исследование сущности теории метафоры и ее понимание. Охарактеризованы особенности методологий. Особое внимание уделяется поэтическим текстам, написанным в конце 20-го и начале 21-го века. Анализируются русские поэтические тексты: в этих текстах выявлены метафоры, отражающие специфику исследуемого культурно-исторического периода. Каждый народ обладает определенным объемом знаний. Часть этой информации содержится в культурных кодах. Данные коды содержатся в метафорических конструкциях и нуждаются в расшифровке. Выявляется смысловое содержание поэтической метафоры, а также содержащаяся в ней культурологическая информация. Что подчеркивает наличие скрытого значения в метафорических конструкциях, где зашифрованы этнокультурные и исторические события, представляющие социокультурную обстановку эпохи. Данное исследование актуально взаимосвязью языка и культуры, где содержатся элементы, являющиеся источником сохранения исторической информации и культурного наследия нации. Важное значение для этих процессов имеет поэтическая метафора как один из наиболее распространенных художественных тропов.
В статье дается характеристика современного состояния духовной сферы и культурной жизни Украины, основу которой составляет русофобия. Предпринята попытка выявления ее истоков, раскрываются объективные и субъективные факторы, обеспечившие распространение этого феномена. В работе используется компаративистский метод исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных источников автор приходит к выводу, что русофобия как предвзятое, неприязненное, враждебное отношение к России и русскому народу своими корнями уходят вглубь веков и не является лишь порождением пришедших к власти на Украине неонацистских сил. В статье обосновывается, что нарративами в формировании современной духовной жизни и культурной политики Украины, выступает мифологема, суть которой состоит в том, что на протяжении всей истории источником всех трудностей и бед украинского народа являются Россия и русские. Автор раскрывает несостоятельность политико-идеологической идиомы о «братском союзе русского и украинского народов», которая была запущена советскими идеологами в пропагандистский оборот в середине прошлого столетия и не соответствовала реальной действительности. В заключении статьи содержатся выводы и предложения по поиску путей примирения и установления добрососедского сотрудничества, в том числе в области культуры, после ликвидации на Украине русофобского режима.