Архив статей журнала

ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Поваренков Юрий Павлович

Статья посвящена актуальной в практическом и теоретическом плане проблеме выделения и классификации деятельностно важных качеств профессионала (далее ДВКП). В статье дано развёрнутое определение понятия ДВКП, выделяются основания их классификации и обсуждаются возможные варианты классификации ДВКП. Выделено два базовых типа ДВК профессионала: профессионально важные качества (далее ПВК), которые влияют на эффективность профессиональной деятельности и мета-ПВК, которые влияют на успешность метапрофессиональной деятельности. Показано, что в общем случае ПВК и мета-ПВК могут классифицироваться по ряду ведущих оснований. По виду деятельности профессионала выделены ДВК, которые влияют на успешность оптации, профессионального обучения, адаптации, проектирования и реализации карьеры и т. д. По форме деятельности профессионала выделены ДВК, которые влияют на формирование (образование), реализацию (функционирование), оптимизацию и преобразование различных видов профессиональной и метапрофессиональной деятельности. По уровню связей с психологическими компонентами структуры деятельности профессионала выделены ДВК, которые влияют на успешность формирования мотивационной и информационной основы деятельности, на успешность целеполагания, планирования и реализации карьеры. По степени интегративности выделено 3 вида ДВК: элементарные (исходные), субсистемные (гомогенные) и системные (гетерогенные). В качестве элементарных ДВК рассматриваются способности, знания, умения, мотивы, качества профессионала. К группе субсистемных ДВК относятся опыт, одарённость, структура самосознания, мотивационная сфера профессионала. В качестве системных ДВК выделяются профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональный потенциал и ресурсность. Высказано предположение, что существуют специализированные и универсальные ДВК, а также - ДВК, связанные с объективными и субъективными критериями успешности профессиональной и метапрофессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НАДЕЖНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Савинков Станислав Николаевич, Солянкина Людмила Егоровна

Предметом исследования в статье является надежность как профессионально важное качество сотрудников МЧС России. Цель исследования - изучение содержания и компонентного состава надежности как профессионально важного качества сотрудников МЧС. Статья является обзорной и аналитической. В качестве методологии предметной области исследования были использованы дескриптивный метод, метод категоризации и метод анализа. Обозначена актуальность изучения данного качества в экстремальных профессиях. В статье показан переход в исследованиях надежности от технических наук в область гуманитарного знания, обусловленный необходимостью предупреждения рисков ошибок и травматизации сотрудников МЧС России. Представлены исследования, раскрывающие содержание и сущность профессиональной надежности сотрудников в различных сферах деятельности. Анализируются исследования надежности, проведенные в отечественной психологии (Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, В. М. Крука, А. А. Благинина, С. Л. Кандыбовича, А. Ю. Федотова и других). Дается краткая характеристика профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных частей. Проводится анализ различных исследований, посвященных надежности в психологии труда и инженерной психологии. Дано определение надежности сотрудников МЧС России. Надежность определяется как интегральное индивидуальное качество, благодаря которому обеспечиваются важнейшие характеристики профессиональной деятельности сотрудников. В заключении статьи обоснована новизна и значение анализа надежности как интегрального профессионально важного качества сотрудников МЧС России, имеющего структурно-уровневое строение и включающего в себя три ведущих компонента: профессиональный, социально-психологический, нравственно-психологический. Кроме того, отмечается, что надежность является многокомпонентным образованием с множеством разнородных связей между ее составляющими. Эти связи носят сложный системный характер. Понимание структуры и содержания надежности как профессионально-важного качества сотрудников МЧС России позволит выстраивать программу психологического сопровождения сотрудников с учетом выделенных компонентов и развивать соответствующие качества для повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кандыбович Сергей Львович, РАЗИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА, Семчук Ирина Витальевна

В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках