Архив статей журнала

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Грибоедова Оксана Ивановна, Фельдман Инесса Леонидовна

Быть компетентным в современном обществе - уже не рекомендация, а необходимость. И сегодня ученые расширяют зоны исследования психологического конструкта «компетентность». Особое внимание уделяется аутопсихологической компетентности, являющейся базой для развития любого типа компетентности личности. Ее изучением в основном занимаются акмеологи, объектом исследования являются взрослые люди в профессиональной среде. Однако, особая значимость кризисных периодов в развитии человека и понимание связи аутопсихологической компетентности с самопознанием делает актуальным ее изучение у подростков, выдвигая на первый план вопросы о сущности аутопсихологической компетентности подростков и ее влиянии на формирование гармоничной личности и психологическое благополучие. На данный момент теория аутопсихологической компетнентности подростков еще не создана ни в отечественной, ни в зарубежной психологии. Это вызывает необходимость осмысления накопленного исследовательского опыта по данной теме и активизирует ученых к его систематизации и поиску новых подходов. В данной статье предпринята попытка систематизировать разработки отечественных ученых в области исследования аутопсихологической компетентности подростков, подходы и концепции исследователей, раскрывающие суть и особенности этого психологического феномена. Авторами обнаружено отсутствие зарубежных источников, демонстрирующих результаты исследования аутопсихологической компетентности подростков. Результатами проведенной аналитической работы стала систематизация научных идей и подходов к аутопсихологической компетентности подростков как комплексному результату их самопознания и фактору, влияющему на личностную зрелость, психическое здоровье и психологическое благополучие.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Золотарева Ангелина Викторовна, Шляхтина Наталья Владимировна

В статье показаны инструменты и результаты исследования профессиональных компетенций руководителя образовательной организации, проведенного научным коллективом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в рамках изучения проблемы совершенствования региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в условиях интеграции в единое образовательное пространство Российской Федерации. Сделан обзор нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность руководителя образовательной организации, включающей Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ; Национальный проект «Образование»; Представлена концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также анализ компетентностного подхода как нового направления в научно-педагогической методологии. Приведены понятия «компетенция» и «компетентность», описаны требования профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» к реализации трудовых функций руководителя. Авторами актуализирована проблема исследования профессиональных компетенций руководителя в аспекте тенденций развития российской системы образования; обозначена проблема разработки комплекса инструментов оценивания профессиональных управленческих компетенций и незначительности опыта разработки и реализации процедур оценки данных компетенций в науке и практике. В статье описан диагностический инструментарий в виде теста, составленного в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» и включающего в себя 4 кейса: управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации; администрирование деятельности общеобразовательной организации; управление развитием общеобразовательной организации; управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами; приведена структура кейсов, описаны подходы к их составлению и применению в процессе диагностики. Выборку исследования составили 292 руководителя образовательных организаций новых регионов РФ (ЛНР и ДНР). Описаны результаты, полученные в процессе тестирования по каждому из кейсов инструментария; сделаны выводы по использованию полученных данных в программах профессионального развития руководителей образовательных организаций.

Сохранить в закладках