Архив статей журнала
Статья посвящена теоретическому анализу и эмпирическому выявлению ранее не изученных закономерностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Обосновано, что педагогическое взаимодействие, посредством которого учитель реализует цели и задачи образовательной деятельности, создает условия для проявления его общительности как интегрального свойства личности. Авторы, рассматривая общительность с позиции концепции А. И. Крупнова, доказывают, что характеристики данного свойства могут быть положительными или отрицательными предикторами развития синдрома эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности, что отражается во взаимосвязи двух феноменов. Приведены результаты гугл-тестирования 140 педагогов-женщин в возрасте от 32 до 53 лет со стажем деятельности от 8 до 28 лет, повышающих квалификацию на базе РУДН (г. Москва, Российская Федерация) и ИПКиРО (г. Гродно, Республика Беларусь), которое было проведено с целью выявления специфики взаимосвязей характеристик их общительности и фаз выгорания. С помощью корреляционного анализа по К. Спирмену доказано наличие прямо направленных связей между социоцентричностью и астеничностью как характеристик общительности и фазой истощения как симптомом эмоционального неблагополучия педагогов и обратно направленных - между эгоцентричностью, экстернальностью и эргичностью как характеристик общительности и всеми фазами эмоциональной «деформации» (напряжения, резистенциии и истощения). Представленные результаты обладают научной новизной и высокой прикладной значимостью, поскольку могут быть использованы в системе профориентации, а также в учреждениях образования с целью профилактики эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности.
В статье раскрыта проблема профессионального выгорания педагогов в образовательных учреждениях, выявлены основные причины и особенности этого явления.
Автор приводит данные различных исследований, направленных на выявление профессионального выгорания и его последствий для педагогов.
Отмечается, что такой педагог перестает радоваться жизни, ощущает эмоциональное истощение, пассивность, хроническую усталость и апатию, часто раздражается, утрачивает интерес к своей профессиональной деятельности, не стремится к творчеству и самореализации.
Проведенное исследование среди рязанских педагогов позволило выявить особенности и причины их профессионального выгорания.
На основе анализа теоретических источников и исследования по данной проблеме автор приходит к выводу о том, что необходима комплексная и целенаправленная работа по профилактике профессионального выгорания у педагогов и преподавателей. В статье даются рекомендации для снижения риска профессионального выгорания.