Архив статей журнала
Статья посвящена описанию научной деятельности О. С. Ушаковой - доктора педагогических наук, ведущего ученого и специалиста в области дошкольной педагогики, высококвалифицированного педагога, опытного методиста.
Она смогла творчески решить многие проблемы дошкольного образования и развития речи детей дошкольного возраста и внедрить свой опыт в повседневную практику. Под руководством О. С. Ушаковой проведены исследования, сочетающие психолого-педагогический, лингвистический подходы и направленные на разработку теории усвоения в дошкольном детстве.
Оксана Семеновна руководит лабораторией развития речи и творчества Института психолого-педагогических проблем детства (ИПППД) РАО. Разработанные ею программы внедрены в практику дошкольных учреждений страны.
Благодаря ее усилиям дошкольные воспитание и образование поднялись на новый, более качественный уровень. О. С. Ушакова читает лекции студентам, встречается с преподавателями университетов и колледжей, тесно сотрудничает с кафедрами различных вузов страны, активно участвует в общественной деятельности.
За достижения в области образования О. С. Ушакова награждена медалями «Ветеран труда», «За укрепление государства Российского», медалью К. Д. Ушинского, а также знаком «Отличник народного просвещения».
В статье рассматривается актуальная проблема разработки методологических и теоретических научных подходов к социально-педагогической системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов (далее - СПС П и ПОП) (А. В. Барабанщикова, В. Н. Герасимова, С. С. Муцынова, И. А. Алехина и др.). Представлены результаты исследования, проведенного с целью поиска и обоснования эффективных методологических подходов к развитию СПС П и ПОП курсантов военных вузов. Раскрыты авторские методологические и теоретические положения, связанные с сущностью, функциональной структурой и развитием СПС П и ПОП курсантов в высшей военной школе. Описана структура методологии военной педагогики, отражающая ее специфику и включающая пять взаимообусловленных и взаимосвязанных уровней: гносеологический, мировоззренческий, научно-содержательный, логико-гносеологический и научно-методический. Представлены ретроспективно-научный, системно-коммуникативный, программно-экспериментальный и результативно-конструктивный методологические подходы к СПС П и ПОП курсантов как одного из направлений военно-педагогической науки на современном этапе, которые составляют ее методологическую основу и включают различные теоретические подходы. Подробно описаны свойства СПС П и ПОП курсантов военных вузов, которыми эта социально-педагогическая система должна обладать в контексте современной концепции превентивной системы профилактики и коррекции различных отклонений в поведении военнослужащих с учетом современных требований и практических реалий современной образовательной среды военного вуза. К таким свойствам автором отнесены системность, оптимизационность, саморегулируемость, целостность, динамичность, управляемость, перспективность, открытость, маневренность, полноценность и комплексность.