ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

СООТНОШЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кутьёва Юлия Николаевна, Фомина Наталья Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества - интернет-зависимости, под которой понимают чрезмерное использование человеком интернета, характеризующееся постоянным навязчивым желанием войти в сеть и неспособностью вовремя выйти из нее и приводящее к негативным последствиям в повседневной жизни и психическом здоровье. Описываются внешние факторы возникновения такого вида зависимости, к которым относятся, например, более широкое распространение социальных сетей и онлайн-коммуникации в современном обществе; манипулирование рекламы и медийных контентов сознанием людей, особенно молодых, и стимулирование их к более интенсивному использованию интернета; проникновение цифровизации во все сферы жизни и деятельности, в том числе в образование. Обращается особое внимание на важную роль особенностей личности в формировании интернет-зависимости, среди которых отмечаются низкая самооценка, неуверенность в себе, слабая сила воли и самоконтроля, желание и стремление уйти от реальности, найти друзей и союзников в виртуальном пространстве, решить свои проблемы и преодолеть стрессы, самоутвердиться в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования интернет-зависимости студентов как наиболее активных пользователей интернета, подверженных особому риску развития зависимости от него, и соотношения риска формирования зависимости с особенностями их эмоционально-волевой сферы личности. Эмпирически доказывается наличие значимых различий в выраженности различных психических состояний, показателей субъективного контроля, параметров самоотношения у лиц с выявленным риском развития компьютерной зависимости и лиц, находившихся на стадии увлеченности интернетом. Представленные материалы могут быть использованы вузовскими психологами и педагогами в процессе обучения и воспитания студентов с целью развития (а при необходимости и коррекции) их личности и предотвращения возможного формирования интернет-зависимости путем развития эмоционально-волевой саморегуляции, повышения осознания последствий чрезмерного использования интернета, развития навыков управления своим временем, вниманием и нахождения баланса между реальным и виртуальным миром.

Сохранить в закладках
НЕИНТЕГРИРОВАННЫЕ РЕФЛЕКСЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: ГЛУХОВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА, НЕСТЕРЕНКО ОЛЬГА БОРИСОВНА, ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА НАТАЛИЯ ЛЕОНИДОВНА, САМАРИНА ЭЛЬВИРА ВЛАДИМИРОВНА, ЛУКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

В статье проанализированы связи между функциональной незрелостью головного мозга у старших дошкольников и степенью интеграции примитивных рефлексов.

Основными методами исследования являлись теоретические - анализ литературных источников; эмпирические - наблюдение и эксперимент, основанный на нейропсихологической диагностике (Ж. М. Глозман), а также на методе диагностики примитивных рефлексов (Салли Г. Блайт); статистические - корреляционный, однофакторный дисперсионный, факторный анализ.

Представлено доказательство предположения о том, что неинтегрированные примитивные рефлексы у старших дошкольников способствуют формированию в онтогенезе различных функциональных дефицитов (слабость нейродинамики, регуляции, пространственных представлений и т. д.).

Статистически доказано наличие связей между различными функциональными дефицитами, такими как дефицит нейродинамических процессов, нарушение реципрокного праксиса, слабость регуляции и т. п. и неинтегрированными примитивными рефлексами.

Определено влияние каждого из трех рефлексов (АШТР, СШТР, ЛТР) на свои группы функциональных дефицитов. Обнаружена зависимость между функциональной зрелостью головного мозга ребенка и степенью интеграции примитивных рефлексов.

Практическая значимость исследования заключается в расширении возможностей нейропсихологической диагностики с последующим выстраиванием на основании полученных данных примерных гипотез вероятных дефицитов и концентрации внимания специалиста на тех сферах, которые были статистически связанны с тремя исходными рефлексами.

Сохранить в закладках