Архив статей журнала
Монография Филиппа Гига «Африканская политика Индии: вызовы для тысячелетнего взаимодействия» представляет собой, по сути, его слегка переработанную диссертацию, которую он защитил в 2019 г. в Университете Вюрцбурга (Германия). Это обуславливает некоторые особенности структуры монографии, в том числе постоянные отсылки к ранее рассмотренным вопросам в последующих главах и разделах, а также регулярное подчеркивание применяемых при исследовании методов.
Индонезия как одна из стран-лидеров Юго-Восточной Азии в составе АСЕАН1 и страна-основательница Движения неприсоединения позиционирует себя во внешней политике как защитница интересов Глобального Юга, региональная держава с глобальным участием. С момента обретения независимости в основе индонезийской внешнеполитической доктрины лежало стремление «передать опыт» национального освобождения другим странам. В XXI в. после становления Индонезии как значимой современной политической и экономической силы происходит и переосмысление идеи ее сотрудничества с Глобальным Югом. «Бандунгский дух» (названный так по Бандунгской конференции стран Азии и Африки 1955 г.) с недавнего времени стал одним из основных нарративов индонезийской дипломатии, хотя и присутствует в политическом поле очень давно.
В статье рассматривается концепция «убунту». Этот термин, чаще встречающийся не как философское понятие, а как обозначение операционной системы, разработанной южноафриканцем Марком Шаттлвортом. Он получил такое название, поскольку программа распространяется бесплатно, а слово «убунту» в ряде языков народов в ЮАР означает человечность, гуманность к остальным.
Хотя термин «убунту» интерпретировался различно, эти интерпретации схожи у архиепископа Десмонда Туту и первого президента демократической Южно-Африканской Республики Нельсона Манделы. Сам термин стал распространяться в стране после устранения режима апартеида. Его внедрение первоначально протекало медленно, но со временем слово «убунту» стало использоваться как официальных документах, так и в названиях политических объединений. Например, в преамбуле «Белой книги» о внешней политики ЮАР отмечалось, что Южная Африка является многогранной, мультикультурной и многорасовой страной, которая воспринимает понятие убунту, как способ определения того, кто мы, и как мы относимся к другим. Таким образом, это понятие легло в основу внешнеполитического курса страны.
В ЮАР возникли Освободительное движение Убунту, пропагандирующее философию «контрибьютизма», и политическая Партия убунту, во главе с Марком Теллингером. Более того, постепенно этот термин распространился за пределы страны. И хотя Партия убунту, существовавшая в Южной Африки в 2010-х гг. не добилась успеха на выборах и прекратила существование, это понятие появилось в Нидерландах в политической партии, выступающей против расизма, в защиту граждан этой страны, имеющих черный цвет кожи.
На примере такой геостратегически значимой африканской страны, как Мали, автор показывает, насколько политические и военные шаги Германии содействовали или не способствовали суверенизации государства, которое преодолевало состояние нестабильности. Учитывая дискуссионность полноты суверенитета самой ФРГ, ставится вопрос о ее принципиальной способности передавать опыт в данной сфере другим государствам. Во второй половине 2010-х гг. объем и эффективность усилий Германии по нормализации ситуации в Мали были недостаточными. ФРГ, особенно на первых этапах урегулирования (с 2013 по 2015 гг.), не вносила заметного вклада в деятельность по миротворчеству и поддержанию мира. Использование бундесвера на этом треке стало заметным лишь с 2016–2018 гг., однако и оно не дало требуемых результатов. Уже к середине 2010-х гг. ФРГ стала активно участвовать в реформе сектора безопасности, однако качественные и количественные параметры вновь обученных кадров армии Мали оказались недостаточны для обеспечения мира и безопасности страны. Приняв функции одного из основных внешних участников урегулирования, ФРГ не сопроводила этого необходимыми усилиями. Кроме того, германская сторона не торопилась обеспечить национализацию урегулирования, то есть передачу нитей управления процессом тем внутренним силам, которые были способны вести страну к миру. Незавершенность урегулирования вооруженного конфликта, его деградация с конца 2010-х гг. означали регресс страны на пути суверенизации. На таком фоне малийские национальные вооруженные силы с 2020–2021 гг. пытаются реализовать альтернативный вариант без участия «западных демократий». Рассматривается эволюция подхода новых властей Мали к присутствию ФРГ.