Архив статей журнала
Статья посвящена анализу положения и роли в социо-этно-политических процессах прошлого Эфиопии таких институтов как профессиональные группы, зачастую именуемых «кастами», а также потомков рабов. В основе исследования лежат результаты полевых исследований автора и разработки эфиопских ученых. Приведен объемный фактический материал, касающийся различных этнических общностей – как многомиллионных этносов амхара или оромо, так и этнических меньшинств, в том числе йем, сидама, волайта, гураге, охотников-собирателей (на примере манджо).
Сложившиеся в древности институты дискриминируемых общностей показали свою устойчивость на протяжении нескольких веков. Среди них «касты» (сопоставляется данный социальный институт в Эфиопии и Индии), институт потомков рабов, этническая иерархия. В Эфиопии наблюдалось совершенно уникальное явление, когда рабство существовало только среди женщин. Речь идет об этнической группе райя коббо в штате Амхара в зоне северный Волло.
Еще одна категория этнических общностей – «касты» ремесленников. На протяжении столетий у ряда этнических групп и народов Эфиопии физический труд и ремесло (кузнечество, ткачество, крашение, деревообработка и другие) считались «недостойным» занятием по сравнению с земледелием. Автор детально анализирует положение различных «каст» ремесленников – кузнецов, гончаров, кожевенников, ткачей и других, и эволюцию отношения к ним в эфиопском обществе. Причина устойчивости подобных институтов, по мнению автора, – традиции, которые наложили свой отпечаток на социальную структуру эфиопского общества, и потребуется немало времени для их искоренения.
В настоящей статье рассматривается такой инструмент мобилизации средств на нужды гуманитарного реагирования, как донорские конференции ООН высокого уровня. Прослеживается эволюция его применения Управлением по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) Секретариата ООН, включая тематическую и финансовую составляющие. Указывается на все более активный созыв «страновых» встреч, причем если до 2022 г. основной упор делался на ограниченное число затяжных гуманитарных кризисов (Афганистан, Йемен, Сирия), то в 2023–2024 гг. такие конференции были в основном посвящены региональным кризисам в Африке. Подчеркивается, что в отличие от донорских конференций ограниченного состава подобные мероприятия в полной мере соответствуют Руководящим принципам гуманитарного реагирования, закрепленным в основополагающей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 от 1991 г., включая ключевую роль пострадавшего государства в организации и координации мероприятий по оказанию гуманитарной помощи населению, а также принципам нейтральности и беспристрастности. На примере донорских встреч ООН по Судану и Эфиопии демонстрируется, что при неочевидной финансовой отдаче такие конференции могут быть использованы в качестве платформы для противодействия политизации донорами вопросов гуманитарного содействия и отстаивания правительствами пострадавших стран собственной точки зрения на гуманитарную обстановку в стране в целях предотвращения «гуманитарных интервенций» или создания неких трансграничных механизмов, в том числе с использованием потенциала Совета Безопасности ООН. В этой связи автор приходит к выводу о том, что многосторонние гуманитарные встречи представляют собой в первую очередь инструмент политического взаимодействия по линии «донорреципиент» гуманитарной помощи.