В статье проанализированы новые тенденции и особенности развития международного порядка в области информации и коммуникации (МПИК). Особое внимание уделено исследовательским подходам российских и западных авторов к современным проблемам международной коммуникации. Показаны роль и место МПИК в системе международного (мирового) порядка. Выделены подсистемы согласно основным сферам (функциям) управляющего воздействия и по региональному признаку. Охарактеризовано воздействие на МПИК таких новых тенденций, как усиление роли негосударственных акторов и возрастающее значение внутригосударственной сферы. Предложена периодизация процесса эволюции МПИК с середины XIX до начала XXI в., и выделены семь этапов его развития. Отмечено усиление реалистического подхода к регулированию информационно-коммуникационных технологий. Понятие МПИК рассматривается в статье обособленно от феномена нового международного порядка в области информации и коммуникации.
В начале третьего десятилетия XXI в. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) рассматриваются в Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве неотъемлемого фактора процесса развития. В данной статье представлен анализ событий, связанных с началом обращения ООН к указанному фактору на рубеже 1980-90-х гг. и на протяжении 1990-х гг. Выделены важнейшие мероприятия, инициированные в главных и вспомогательных органах универсальной международной организации, направленные на изучение ИКТ в качестве фактора развития и мобилизацию политической воли международного сообщества по расширению их внедрения и применения. В ходе обозначенного периода предложены три этапа повышения вовлеченности ООН в проблематику ИКТ: от привлечения общего внимания к их значению в процессе развития к определению рекомендаций для международного сообщества по сокращению цифровой пропасти. В статье показано, что такие рекомендации, как и в целом деятельность ООН в области содействия развитию в 1990-е гг., являлись проводником процесса глобализации и в значительной степени отражали неолиберальную экономическую парадигму. Однако при этом они выступали противовесом в отношении сторонников рыночного фундаментализма и служили обоснованием для необходимости как оказания международной помощи развивающимся странам, так и гарантирования социальной направленности национальной политики в области ИКТ.