Введение: одной из важнейших задач государственного управления является стратегическое планирование развития территориальных образований различного уровня. В настоящее время, несмотря на значительное количество разработанных стратегических документов, в России остается нерешенным ряд вопросов, касающихся информационного обеспечения лиц, принимающих решения, методического сопровождения процесса планирования развития территорий, отсутствия единого подхода к формированию стратегических документов. В этой связи актуализируется проблема обоснования принятия управленческих решений с точки зрения повышения эффективности стратегического планирования и управления развитием разноуровневых территориальных систем. Цель: определение и систематизация подходов, моделей и инструментальных средств информационной поддержки процессов стратегического планирования развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем. Методы: сравнительный анализ на основе обзора литературы. Результаты: рассмотрены имеющиеся подходы и методы принятия управленческих решений в области стратегического планирования развития территорий. Показано, что на разных этапах данного процесса состав используемых методов существенно различается, но в целом превалируют экспертные методы. Формализованные методы практически не применяются, что обусловлено множеством разнородных факторов, включая недостаточность методического обеспечения процесса стратегического планирования, наличие слабоформализованных данных, нехватка информации. Анализ государственных информационных систем в сфере стратегического планирования выявил наличие огромного объема разнородной информации, значительная часть которой носит качественный, слабоструктурированный характер. Однако эта информация используется крайне ограниченно в связи с отсутствием инструментов ее структурирования, обработки и эффективного использования. Существующие сегодня государственные информационные системы не позволяют в полной мере реализовать такие функции. Выводы: в сложившихся обстоятельствах необходимо совершенствовать систему организации стратегического планирования, в том числе используя методы моделирования и прогнозирования, а также расширяя информационную поддержку принятия решений.
Благоприятная демографическая и миграционная ситуация в регионе способствует его экономическому процветанию, поскольку для успешного развития производственного потенциала территории необходимы квалифицированные кадры. Миграционная привлекательность территории обуславливается качеством жизни населения, что подразумевает не только высокие доходы граждан, но и развитость транспортной и социальной инфраструктуры, доступность образовательных и медицинских услуг, благоприятные климат и экологическую обстановку, наличие рабочих мест. В статье описывается математический аппарат для расчета интегрального показателя качества жизни населения. Для поддержки принятия решений по управлению миграционными процессами предложена агент-ориентированная модель, позволяющая прогнозировать интенсивность миграционных потоков в муниципальных районах Республики Башкортостан в зависимости от изменения качества жизни населения. Подробно описываются алгоритмы выбора места проживания и размещения производственных мощностей соответственно для агентов «Житель» и «Предприятие». Выходными данными модели являются прогнозы изменения удовлетворенности жителей территории качеством жизни, численности мигрантов в муниципальном районе, уровня экономического развития предприятий. На основе действующей Федеральной программы «Комплексное развитие моногородов» проведены сценарные эксперименты, которые позволили прогнозировать показатели миграционного прироста территорий Республики Башкортостан, задействованных в реализации программы.
Повышение уровня жизни населения является важнейшей задачей, стоящей перед органами публичной власти. Однако ее решение невозможно без четкого понимания того, что подразумевается под данной дефиницией и как следует оценивать данный показатель. Несмотря на широкую представленность исследований по этому вопросу, единой позиции и общепринятой оценки фактически нет. Использование частных показателей дает противоречивые результаты. В связи с этим целью исследования является разработка методики комплексной оценки уровня жизни населения в регионах России.
Материалы и методы. В рамках выполнения поставленной задачи были применены методы группировки, динамического и структурного анализа, корреляционного анализа и др. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России, а также работы отечественных и зарубежных ученых в рассматриваемой сфере. Предложен подход к формированию интегральной оценки уровня жизни населения регионов России, основанный на двухэтапной свёртке 22 частных показателей, разделенных на пять групп с учетом весовых коэффициентов. Далее методика была апробирована на данных по регионам Российской Федерации.
Результаты исследования. По результатам апробации сформированы рейтинги регионов по уровню жизни за 2017‒2021 гг., что позволило рассмотреть его динамику. Выявлено, что в целом позиции лидеров и аутсайдеров остаются стабильными, дифференциация между регионами не снижается. При этом если аутсайдеры имеют слабые позиции по подавляющему числу показателей, то лидерство может быть обусловлено различными составляющими интегрального показателя.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами власти, ответственными за разработку и реализацию государственной политики в области регионального развития, социального обеспечения и в других связанных с данными вопросами сферах. Прогнозные оценки позволяют выявить угрозы реализации задачи повышения уровня жизни населения в регионах России.