Цель публикации - на основе рассекреченных архивных документов рассмотреть проблему, связанную с попытками реализации решений центральных партийно-государственных органов, предполагающих осуществление рывка в сфере разработки и внедрения вычислительной техники, создания АСУ и общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации. Методологической базой исследования является теория модернизации, одним из главных положений которой является взаимосвязь экономического развития и изменений политического характера. На основе документов из фондов Аппарата ЦК КПСС РГАНИ доказано, что из предлагаемых специалистами вариантов дальнейшего развития вычислительной техники СССР советским руководством был выбран план, разработанный руководством Министерства радиопромышленности. Он не обеспечил быстрого преодоления технологического отставания СССР от ведущих капиталистических стран и оказался наименее перспективным. Отечественные разработки велись все менее интенсивно, достаточных средств не выделялось, советские вычислительные центры заполнили ЭВМ серии ЕС, которые оказались очень дорогими, громоздкими и энергозатратными. Формулируется вывод о том, что обеспечить рывок в этой сфере не удалось. Развитие собственной индустрии по производству вычислительной техники и ее масштабное внедрение не стали в СССР триггером для новой стадии столь необходимой стране очередной модернизации, в дальнейшем нарастало технологическое отставание. В ряду причин определены: просчеты в планировании и управлении, что ярко продемонстрировала судьба ОГАС; отсутствие единого координационного центра и должного взаимодействия оборонного и гражданского секторов; превалирование интересов ведомств, незаинтересованность предприятий в модернизации, и, наконец, игнорирование властью рекомендаций ведущих ученых. Материалы проведенного исследования могут представлять интерес для разработки оптимальной научно обоснованной стратегии социально-экономического развития страны, в процессе преподавания курса истории и дальнейшего исследования проблемы.
Изучение ставших в настоящее время доступными архивных документов позволяет с большей степенью достоверности и глубины исследовать проблему, в текущий момент актуальную и вызывающую острые дискуссии.
На основе анализа статистических данных и иных материалов формулируется вывод о том, что, наряду со значительными достижениями, высокими темпами экономического роста, имелись серьезные просчеты при реализации государственной научно-технической политики в середине 1950-х годов, наблюдалось торможение в сфере внедрения новейших образцов в производство.
Так, уровень технологии отечественного машиностроения имел серьезное отставание от передовых капиталистических стран, в особенности в области производства массовой продукции. СССР нес большие потери металла в массовом производстве, наблюдалось и отставание от США и ФРГ по объему более прогрессивных видов литья, по степени механизации и автоматизации процессов, по качеству абразивного материала и т. д.
В документах, не предназначенных для печати, экспертами фиксировалось определенное технологическое отставание и по ряду других отраслей.
Реформа управления промышленностью лишь усугубила создавшееся положение. Единый общегосударственный план развития и внедрения новой техники на 1957 и 1958 годы не утверждался. Научно-исследовательские институты оказались разобщенными.
Совнархозы создавали все новые и новые научные, проектные и конструкторские организации, которые не имели достаточного количества квалифицированных кадров и необходимой материально-технической базы. Разрушалось единство научно-производственного цикла, не обеспечивалась его должная координация.
Введение. На основе рассекреченных в настоящее время документов исследуются актуальная проблема эволюции государственной экономической политики, определение ее результативности и правомерности технико-экономических показателей развития народного хозяйства СССР во второй половине 1960-х гг. Целями публикации являются более полное определение эффективности экономической политики в исследуемый период, осуществление сравнительного анализа достигнутого с показателями ведущих стран мира на основе архивных документов.
Материалы и методы. Методологической основой исследования явились принципы историзма, объективности и достоверности. В качестве базовой принята теория модернизации. Архивные документы дают возможность не только полнее и объективнее изучить технико-экономические показатели народного хозяйства, но и назвать факторы, обусловившие отставание.
Результаты исследования. Доказано, что руководство СССР располагало вполне реальными данными о технико-экономическом развитии страны. Сравнительный анализ с ведущими странами позволял как определить основные тенденции, наблюдавшиеся в экономике ведущих западных стран, так и выявить секторы, в которых наблюдалось отставание СССР.
Обсуждение и заключение. Сформулированы выводы, что по ряду важнейших показателей (национальный доход на душу населения, производительность труда, фондоотдача и материалоемкость) в исследуемый период СССР продолжал отставать от ведущих стран. В ряду отраслей, которые требовали безотлагательной поддержки государства, приборостроение, разработка и развитие вычислительной техники, химия, машиностроение, электроэнергетика, нефтепереработка. Специалистам справедливо представлялось необходимым повышение доли в структуре производства некоторых отраслей промышленности наиболее прогрессивных видов продукции, а также удельный вес эффективных технологических процессов в СССР. Целесообразными рекомендациями явились и предложения о развитии такой прогрессивной формы организации производства в машиностроении, как межотраслевая специализация. Требовалось повышение эффективности капитальных вложений в СССР, которая снижалась из-за сроков строительства и медленного ввода в действие производственных мощностей. Одним из самых значимых условий весьма точно была названа оптимальная организация внедрения новой техники в производство.