Статья посвящена итогам исследования в Республике Марий Эл стоянки Сокольный XVII. Представлена история изучения памятника. Дается природно-географическое описание территории стоянки. Приводятся сведения о стратиграфических напластованиях и распределении артефактов на площади раскопа. Вводятся в научный оборот результаты палинологического анализа культурного слоя. Керамическая коллекция состоит из 52 сосудов. Осуществлено изучение технологии изготовления керамики на основе историко-культурного подхода. Проводится анализ элементов и мотивов орнамента. Определяются категории найденных в ходе раскопок орудий, сделаны общие статистические подсчёты. Исходя из результатов исследования, предлагается несколько выводов. Комплекс находок с поселения типологически близок ранненеолитическим материалам Марийского Поволжья, в то же время фиксируются некоторые локальные особенности. Результаты технико-технологического анализа керамики свидетельствуют о наличии нескольких видов исходного пластического сырья, при определенном однообразии формовочной массы. В эпоху неолита поселение располагалось среди смешанных широколиственно-хвойных лесов с преобладанием сосны. Радиоуглеродные даты, в совокупности с типологическими сопоставлениями, помогают определить время существования памятника в рамках второй половины VI тыс. до н. э.
В статье представлены итоги исследования стоянки Таскудук, проведенные в 2023 году. Стоянка Таскудук расположена в Харабалинском районе Астраханской области. Работы явились продолжением изысканий 2022 года и были направлены на уточнение границ распространения культурного слоя и получение новых материалов. Планиграфический анализ позволил выявить своеобразие распространения культурного слоя. С помощью стратиграфических наблюдений определено залегание артефактов. Благодаря проведенным раскопкам удалось значительно увеличить источниковую базу памятников позднего неолита Северного Прикаспия. Особенно важно получение представительной коллекции каменных артефактов. Доказано гомогенное сочетание изделий из разных типов каменного сырья. Типологическим методом установлена характерность микроскребков для каменной индустрии позднего неолита. Найдено тесло с оббивкой и пришлифовкой. Обнаружен наконечник стрелы, что является уникальным для инвентаря данного региона. С помощью технико-технологического и петрографического анализов керамики удалось определить рецептуру её изготовления. Большой процент сосудов имеет наплыв на внутренней стороне венчика, что сближает их с изделиями джангарской и орловской культур. Газохроматографический анализ нагара с посуды позволил реконструировать диету древнего человека. Изучение представительной выборки костей животных дало объективную картину о хозяйстве населения стоянки. Радиоуглеродным методом подтвержден поздненеолитический возраст памятника.
В работе рассматриваются каменные артефакты опорного памятника энеолита на территории Северного Прикаспия. Специалисты относят его к хвалынской культуре. Каменные индустрии сохраняют свое значение для характеристики культур и в эпоху раннего металла. Целью работы является определение культурной принадлежности каменного инвентаря стоянки Комбак-тэ. Задачами статьи стали характеристика различных групп каменного инвентаря и их культурная атрибуция. Материалы и методы. Фактологической основой публикации являются находки третьей по значимости стоянки хвалынской культуры Комбакт-тэ. Ее изучение велось в 1989 г., но опубликовано только описание керамики. В статье впервые вводятся в научный оборот и анализируются каменные артефакты данного памятника. В процессе исследования применялись типологический и радиоуглеродный методы. Результаты. Благодаря предварительному типологическому анализу керамического инвентаря выявлены его различные культурно-хронологические группы. Это позволило более скрупулезно классифицировать каменный инвентарь. Технико-типологические признаки дают основания для выделения комплексов прикаспийской и хвалынской культур. Выявленные различия проявляются в сырье для изготовления орудий труда (кварцит и кремень), технологии получения заготовок для артефактов, категорий и типов изделий. Выводы. В результате всестороннего рассмотрения каменных артефактов стоянки Комбак-тэ определена их разнокультурная и разновременная принадлежность. Помимо изделий хвалынского типа, выявлен и компонент прикаспийской культуры. Устанавливаются характерные и специфические признаки сырьевой основы, технологии первичного раскалывания и вторичной обработки, а также различный орудийный ассортимент. Имеющиеся радиокарбоновые определения подтверждают более древний характер последней.
Работа посвящена всестороннему анализу материалов поздненеолитической стоянки в Северном Прикаспии. Типологическим методом установлена неоднородность керамического инвентаря. Технико-технологический анализ исходного пластичного сырья и рецептуры формовочных масс продемонстрировал серьезные различия, позволившие выделить три группы керамики. Сравнением каменного инвентаря памятника по разным видам сырья выявлено два варианта кремнево-кварцитового комплекса. Первый по типам орудий близок к каиршакским материалам (трапеции, скребки стрельчатые и с «мордочкой»), второй - к тентексорским (массивность заготовок, характер ретуши). Это подтверждает предположение о преемственности каменной индустрии от развитого до позднего неолита. Трасологический анализ показал, что в качестве наконечников стрел использовались трапеции с уплощающей ретушью. Коллекции из кварцита ближе к прикаспийской культуре. По данным радиоуглеродного анализа стоянка Же-калган I имеет наиболее поздний возраст среди памятников тентексорского типа. Сделан вывод, что площадь памятника заселялась неоднократно в течение позднего неолита.
Волго-Уралье привлекает внимание специалистов в связи с распространением на этой территории хвалынской культуры эпохи энеолита. Археологи выдвигали автохтонные, миграционные и комбинированные гипотезы. Полученные исследователями результаты антропологических и палеогенетических анализов продвинули разработку генезиса последней. Они связаны с определением компонентов, которые составили основу хвалынских племен данного региона. Изыскания в области естественных наук установили два компонента: северные и южные охотники. Перед археологами возникла проблема культурной атрибуции этих субъектов. Анализ керамического и каменного инвентаря позволяет представить следующую ситуацию. В результате ухудшения климатических условий носители раннего этапа нижнедонской культуры мигрировали на территорию Северного Прикаспия. Данные о скотоводстве у их носителей отсутствуют. Они располагали такими новациями как гребенчатая система орнаментации сосудов, бифациальная обработка наконечников и вкладышевая техника. Взаимодействие с местными поздненеолитическими (тентексорскими) группами привели к сложению в последней четверти VI тыс. до н.э. прикаспийской культуры. Для субстратной основы присущи мотивы и композиции, которые станут характерными для пришельцев. Доказательств наличия производящего хозяйства у тентексорского населения нет, а у носителей прикаспийской культуры лишь появляются признаки скотоводства. Именно последние могут быть атрибутированы как южные охотники. Аридизация вынудила их продвинуться до границы степи и лесостепи Поволжья. Здесь произошли взаимные контакты с местной неолитической средневолжской культурой. Данный процесс способствовал формированию самарской культуры. Суперстратный компонент привнес в последнюю воротничковое оформление сосудов, бифациальность и формы наконечников, вкладышевую технологию. Эти представители могут рассматриваться как северные охотники. Учитывая, что средневолжская культура восходит к более ранней елшанской, этот компонент имеет устойчивую местную традицию. Кавказские элементы в материалах неолита и энеолита почти не фиксируются. Новые данные позволяют отдать предпочтение в миграционных процессах не типу хозяйства, а климатическим факторам. Они приводили к подвижкам отдельных групп и в период функционирования хвалынской культуры.