Цель. Исследование конструкции органов местного самоуправления Российской Федерации и её партнёров по Евразийскому экономическому союзу (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии) и соотношения влияния на организацию территориальной власти центральных органов управления и полномочий, реализуемых субъектами местной власти.
Процедуры и методы. Использован комплексный подход, позволивший объединить научные методы для исследования структуры органов местного самоуправления в национальных системах публичной власти евразийского региона; историко-сравнительный анализ стал основанием для выявления общего и особенного в организации публичной власти в каждом государстве – партнёре по ЕАЭС; структурный метод способствовал выявлению устойчивых связей внутри организации публичной власти, обеспечивающих сохранение её основных свойств и способствующих её эффективной организации. Критерием для отбора стран явилось членство указанных государств в ЕАЭС в контексте евразийской интеграции на постсоветском пространстве.
Результаты. Сформулированы предложения по решению основных проблем, способствующие выходу на качественно новый уровень организации местного самоуправления в государствах-членах ЕАЭС.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изложены авторские позиции по вопросу организации и развития структуры органов публичной власти (государственной и муниципальной) и продолжения поиска оптимальной модели интегрированного взаимодействия с учётом организационных и исторических особенностей каждого из государства-члена ЕАЭС, имеющих общие исторические корни развития публичной власти. Изучены проблемы организации местного самоуправления в странах, которые проходят путь экономической интеграции и стремятся активизировать процессы сотрудничества на разных уровнях публичной власти.
Внесение поправок в 2020 г. в Конституцию РФ 1993 г. стало решающим шагом на пути к укреплению суверенности на международной арене и рецепции в Российской Федерации исторических традиций и ценностных установок, характерных для России в любой исторической форме ее государственности. Единство государственной идеологии, находящейся под прямым запретом в главе «Основы конституционного строя» Основного закона России, стало предметом особого внимания разработчиков текста конституционных новелл ввиду невозможности внесения поправок в 1, 2 и 9 главы. Дополнения и изменения, внесенные в главы 3-8, позитивно повлияли и существенно смягчили ст. 13 (ч. 3), но не устранили полностью проблемы и противоречия между конституционными нормами и объективной необходимостью в восстановлении идеологической сферы в российском государстве, перед нарастающей агрессивной экспансией чужеродных ценностных установок, навязываемых рядом недружественных стран. Дискурс, проходящий в научном сообществе и на всех уровнях публичной власти в государстве по вопросу неизменности гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, приводит к мысли о целесообразности пересмотра действующего конституционного акта в будущем. На современном же этапе отмечаются позитивные перспективы в решении идеологических, социально-экономических, геополитических и иных проблем, а также выработке эффективной стратегии в сфере национальной безопасности Российской Федерации, чему немало способствует обновленная и усовершенствованная в 2020 г. Конституция РФ.