Работы автора

Управление рисками образовательных проектов: обоснование существенных смысловых единиц (2024)

Актуальность. Масштабы реализации образовательных проектов в Российской Федерации растут. Разрабатываются различные федеральные проекты, дорожные карты развития образования, прорабатываются стратегии и политики проектирования будущего образования и т. д. Сопоставлены результаты собственных исследований по управлению рисками образовательных проектов с существенными признаками, характеризующими текущее состояние управления рисками образовательных проектов.
Цель исследования – обоснование выявленных и сформулированных в ходе настоящего исследования существенных признаков, отражающих смыслы и ценности процесса управления рисками образовательных проектов.
Материалы и методы. Использованы тексты научных статей, документы заявок на получение статуса республиканской инновационной площадки, документы, обобщающие опыт работы конкурсантов в области образовательных проектов в республиканском конкурсе «Педагог года УР», документы, регламентирующие образовательные проекты в рамках Национального проекта «Образование», документы, направленные на развитие педагогического образования и подготовки педагогических работников, тексты образовательных программ высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура, тексты проектных работ по совершенствованию педагогического образования в вузах, которые в целом отражают достаточно упорядоченную и реализовавшуюся в образовательной среде концепцию управления рисками образовательных проектов. Исследование проводилось методами контент-анализа, критического дискурса, рефлексивной проблематизации, сравнения и синтеза. Результаты исследования. Выделены смысловые единицы конструкта «управление рисками образовательных проектов» и дана их классификация, сопоставлены результаты собственного исследования по каждой смысловой единице с реальным состоянием процессов управления рисками. Показано, что управление рисками образовательных проектов меняется, экспертное сообщество все чаще включает управление рисками как неотъемлемый элемент в свою деятельность, при этом институционализация управления рисками образовательных проектов находится в стадии становления. Результаты исследования могут быть полезны при разработке и реализации процессов управления проектами на разных уровнях системы образования.
Выводы. Деятельность субъекта образовательного проекта уже включает управление рисками, при этом процесс выстраивается на осознанном использовании междисциплинарного подхода, требующего специальной подготовки, включающего осознание субъектом норм, правил, закономерностей управления рисками.

Издание: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск: Том 29, №5 (2024)
Автор(ы): Причинин Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (2024)

В статье обсуждается барьерный эффект, возникающий при идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Темпы и масштабы разработки и реализации образовательных проектов в РФ увеличиваются. Реализация образовательных проектов на национальном уровне является важнейшим инструментом государственной политики в сфере образования. Учитывая состоявшийся переход с концепции «нулевого риска» на концепцию «допустимого риска» и в системе образования, проблематика управления рисками образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка описания и объяснения барьерного эффекта, возникающего при идентификации и минимизации рисков образовательного проекта. Исследование проводилось методами анализа, синтеза, рефлексивной проблематизации и моделирования. Как показало исследование в теории и практике управления рисками образовательных проектов барьерному эффекту уделяется недостаточное внимание. Результаты исследования позволили выделить основные параметры барьерного эффекта - энтропия риска, время, эффективность управленческих решений по минимизации рисков, а также последствия реализовавшихся рисков. Исследование показало, что основными факторами, влияющими на образование барьерного эффекта, являются - возможность итерации к сущности риска в процессе управления образовательным проектом (структурный фактор), нестационарные условия внешней и внутренней среды образовательного проекта, наличие противоречий при принятии управленческих решений и возможность управляющей системы эффективно использовать эвристики, ценностный и ресурсный факторы, фактор когнитивных искажений, а также фактор необходимости устранения последствий уже реализовавшихся рисков. Совокупность выявленных факторов выражается в создании барьерного эффекта, мешающего снижению энтропии рисков образовательного проекта и выработке эффективных решений по их минимизации. Как показало исследование, дальнейшее изучение барьерного эффекта может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков образовательных проектов.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Причинин Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках