Введение. В статье анализируются итоги развития социологии высшего образования в России за последние двадцать лет. Подчеркивается, что она является особой подотраслью социологии образования, представляющей собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания.
Результаты исследования. На основании анализа публикаций в отечественных журналах, монографий и учебников делается вывод о том, что количественные показатели, характеризующие развитие социологических исследований в высшей школе и реализующих их субъектов, недостаточно полно отражают сложившуюся в рамках рассматриваемого сегмента ситуацию и ее социодинамику. В этой связи осуществлен анализ факторов, определяющих развитие социологических исследований проблем высшего образования, к числу которых отнесены тенденции интеграции и дифференциации науки; неполнота ее институционализации; характер влияния объекта на субъект познания; особенности издательской позиции; открытая или латентная дискуссия представителей сторонников и противников реформирования образования; установки, транслируемые административно-бюрократической системой. Сделан вывод о том, что перспективы развития социологических исследований в высшей школе связаны с институционализацией социологии образования. Это предполагает формирование исследовательского сообщества, достижение договоренности относительно принципов и предмета исследования, базовых концепций, достаточного присутствия в программах высшего образования в России.
В статье обоснована проблема общественной эффективности образования как главного научно-практического продукта и, одновременно, области теоретической интеграции социологии образования. Ее решение - предпосылка преодоления бюропатологий и перехода от универсального и бюрократического менеджмента к научному управлению образованием. Подход к общественной эффективности образования раскрыт на основе концепции его институциональных функций, как отношение общественно значимых результатов к совокупным затратам (включая нематериальные) на образование. Трактовка этой проблемы предполагает: определение методологической роли социологии в решении данной теоретико-прикладной проблемы; учет всего спектра институциональных функций (воздействие на все сферы жизни общества, отложенность результатов во времени; несводимость к рыночной услуге или педоцентристским и «компетентностным» схемам); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов.
Отсутствие в действующем законодательстве РФ понятия «общественная эффективность образования» создает в образовательной политике нормативное пространство для бюропатологий. Бюрократы подменяют общественную эффективность образования - многокомпонентный критерий качества управления - выгодным для них проектным менеджментом. Они игнорируют обширную ответственность образования в обществе, дробя управление им на короткие проекты, и в этом действия бюрократов сливаются с неолиберальными «модернизациями» и педоцентристскими «реформами», приводят образование к кризису, растрате государственных ресурсов, отставанию в глобальном соперничестве.
Автор приходит к выводу, что для решения проблемы эффективности необходима методология анализа общественных затрат и результатов образования в рамках его институциональных функций. Успешная разработка концепции общественной эффективности обеспечит опережающее развитие социологии образования в России на фоне мировых трендов мелкотемья и теоретической дезинтеграции этой отрасли науки. Последнее, по мнению автора, всецело отвечает приоритетам российского общества, образования и науки.