Евразия на протяжении веков играла ключевую роль в формировании глобальных торговых и культурных связей. Транспортные коридоры являлись артериями, по которым циркулировали товары, идеи и люди, определяя экономическое и политическое развитие регионов. На протяжении истории эти коридоры претерпевали значительные трансформации, отражая эволюцию технологий, геополитических реалий и экономических приоритетов. От легендарного Шелкового пути до современных трансконтинентальных маршрутов, история транспортных коридоров Евразии - это история непрерывного развития и адаптации к меняющимся условиям. В статье представлены результаты исследования, главной целью которого был анализ процесса трансформации транспортного каркаса Евразии, который начался после распада СССР и продолжается до сих пор. Анализ проводился с учетом влияния транспортных коридоров на экономическое развитие, оптимизации существующих маршрутов и оценки потенциала развития новых. В основу анализа был положен системный подход - изучение транспортных коридоров как сложных систем, включающих в себя различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный и другие), инфраструктуру, логистические центры, таможенные процедуры, законодательную базу. Особое внимание уделено выявлению взаимосвязей между элементами системы и их влияния на функционирование коридоров. Трансформация транспортной системы континента, от железных дорог до контейнеровозов, способствовала экономическому росту, культурному обмену и интеграции стран, но также породила новые вызовы, которые требуют решения в XXI веке. Развитие транспортных коридоров Евразии - это непрерывный процесс, который будет продолжать формировать облик континента и влиять на судьбы народов.
Целью настоящей работы является анализ взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в энергетическом секторе. В качестве предмета исследования автор выделяет российско-казахстанские отношения в 2014-2024 гг. Сотрудничество в энергетическом секторе является одним из важнейших элементов в евразийской интеграции, стратегически важной для России и Казахстана. Одновременно Казахстан стремится диверсифицировать свой энергетический экспорт. Это соответствует казахстанскому варианту многовекторной внешней политики, в рамках которой Казахстан стремится сохранять взаимовыгодные отношения с ведущими региональными (Россия, КНР) и внерегиональными государствами и наднациональными объединениями (США, ЕС, Турция). В рамках исследования российских и казахстанских официальных источников, посвященных энергетическому сектору обоих государств, применяется конкретно-исторический и историко-сравнительный методы и case study. Автор исследования обращается к теории «среднего государства», мир-системному анализу и компаративистике для понимания роли энергетического фактора в российско-казахстанских отношениях и роли экспорта энергоносителей в казахстанской внешней политике. Благодаря теории «среднего государства» можно определить особенности казахстанского внешнеполитического поведения, включая и направления казахстанского экспорта энергоресурсов - важнейшей статьи экспорта для страны. Показано, что Казахстан будет стремиться увеличить долю поставок энергоресурсов в страны-члены ЕС в свете отказа европейских стран от импорта российских энергоносителей. В то же время подчеркивается, что Казахстан займет небольшую долю в поставках энергоносителей на европейский рынок, сохраняя принцип многовекторности во внешней политике. Дальнейшее взаимодействие в энергетическом секторе между Россией и Казахстаном будет развиваться в зависимости от формирования энергетического союза России, Казахстана, Узбекистана и стремления Казахстана диверсифицировать свой энергетический экспорт, включая в Китай.
Рассматриваются этапы становления исследований в КНР по китайско-индийским отношениям в общих «перифериях», таких как Южная Азия, Центральная Азия и Восточная Азия. Выделено несколько крупных тематических пластов по данной проблематике. Особое внимание уделено китайско-индийским взаимоотношениям в рамках различных международных организаций и механизмов. Обнаружено, что высказывания китайских ученых не вполне систематизированы, кроме того, для большинства работ характерны такие проблемы, как высокая степень однотипности и недостаточно обоснованные аналитические рамки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.