Исследование направлено на выявление характера взаимосвязи между показателями идентичности и характеристиками отношения к личной безопасности и на описание их в период обучения в вузе. На этапе эмпирического исследования использовались методика «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда, «Опросник стилей идентичности» М. Берзонски в адаптации Е. П. Белинской с соавторами, опросник «Аспекты идентичности» Дж. Чика и Л. Троппа, методика «Профессиональная идентичность» А. А. Озериной, методика изучения эго-идентичности (СЭИ-тест) Е. Л. Солдатовой. Отношение к личной безопасности изучалось с помощью авторских методик. В исследовании приняли участие 238 студентов 1-5 курсов гуманитарного профиля. В результате проведенного кластерного анализа и регрессионного анализа данных, полученных методом поперечных срезов, выделены связанные характеристики идентичности и отношения к личной безопасности, описаны их различия на разных этапах обучения. Выделены общие тенденции изменения изучаемых явлений в период обучения в вузе. Тенденции, отражающие позитивную динамику: повышение активности профессиональной позиции как компонента идентичности, усиление реляционной идентичности (Я как субъект отношений), снижение оценок серьезности угрозы потери репутации и связей, повышение предпочтений стратегии обеспечения личной безопасности с опорой на себя. Тенденции, отражающие негативную динамику: нарастание поверхностной идентичности, снижение автономности в осознании собственных ценностей и автономности эмоционального компонента идентичности, повышение оценок серьезности угроз нарастания психологических проблем, угроз со стороны преступных организаций с одновременным снижением усилий по предотвращению целого ряда распространенных угроз, изменение предпочтений стратегий безопасности в части макросреды с индивидуализирующихся (жить в гуманном и терпимом обществе) на адаптирующиеся (жить в обществе, где строго соблюдается порядок). Делается заключение о взаимосвязанности идентичности и отношения к личной безопасности, сложности и разнонаправленности процесса их формирования в период обучения в вузе.
Выявлено содержание представлений о личной безопасности у подростков с интеллектуальными нарушениями, проанализированы особенности этих представлений у младших и старших подростков. В качестве методов сбора данных применены формализованное интервью с приемами субъективного шкалирования, анализ личных дел, социальных паспортов, дневников наблюдений. Для обработки данных использованы контент-анализ, частотный анализ, статистические методы сравнительного анализа Манна-Уитни, корреляционного анализа Спирмена, анализа сопряженности хи-квадрат. В результатах описаны представления подростков о личной безопасности в возрастном разрезе, а именно представления об угрозах, о способах противодействия угрозам, о понятии безопасность, о себе как субъекте личной безопасности. Показаны значимые различия между младшими и старшими подростками в представленности в сознании опасностей и угроз, способов защиты, сформированности понятия безопасности, готовности брать на себя ответственность за личную безопасность. Сделан вывод, что представления о личной безопасности у детей с интеллектуальными нарушениями интенсивно формируются в подростковом возрасте; представления об угрозах и способах противодействия основаны у них в основном на жизненном опыте, определяются условиями социализации и в целом по своей категориальной структуре, согласно данным предыдущих исследований, соответствуют норме, хотя и уступают по уровню обобщения, когнитивной сложности. При интеллектуальных нарушениях представления об опасностях и защите от них часто отделены в сознании от понятия безопасность, которое связано преимущественно с соблюдением техники безопасности. Именно на эти проблемы рекомендовано направить теоретические и методические разработки программ коррекционного психолого-педагогического воздействия.