ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматривается проблема взаимосвязи и взаимовлияния содержания предмета общей психологии и такой важной отрасли психологической науки, как возрастная психология. На протяжении десятилетий данные процессы могли описываться в духе параллелизма. При этом, появление в отраслях психологии новых фактов или конкретизация методологических принципов не всегда воспринималась как источник обогащения и развития общепсихологической проблематики.

Историко-психологический анализ свидетельствует о том, что во взаимоотношениях отраслей науки подобное явление не является чем-то особенным, присущим лишь психологии. Тем не менее, опираясь на принципиальные положения деятельностного и семиотического подходов можно обнаружить закономерные проявления тенденций дифференциации и интеграции (Н. И. Чуприкова), соответствующих качественно своеобразным этапам развития психологической науки, прежде всего, отражающихся на содержательной трактовке ее предмета.

Предлагается рассматривать в качестве приоритетного не столько прямое, сколько опосредствованное влияние успехов, достигнутых в рамках исследований в возрастной психологии и семиотике, выражающихся в расширении эмпирической базы исследований общетеоретического и методологического содержания общей психологии.

Радикальная смена приоритетов при определении содержательной специфики предмета психологии в целом, как это было в начале ХХ века может и не происходить. Также допустимо полагать, что открытия в проблемном поле отдельных отраслей не должны подвергать сомнению актуальность исследований общепсихологических оснований, они расширяют доказательную базу последних. Не исчезла и угроза редукционизма, поскольку были и есть попытки подмены собственно психологической феноменологии или снижения ее значения при выполнении исследований на стыке с другими гуманитарными и естественно-научными отраслями знания.

The article discusses the problem of the relationship and mutual influence of the content of the subject of general psychology and such an important branch of psychological science as age psychology. For decades, these processes could be described in spirit of parallelism. At the same time, the emergence of new facts in the branches of psychology or the concretization of methodological principles was not always perceived as a source for enriching and developing general psychological problems. A historical and psychological analysis indicates that in the relationship between the branches of science, such a phenomenon is not something special, inherent only in psychology. Nevertheless, based on the fundamental provisions of the activity and semiotic approaches, one can find natural manifestations of the trends in differentiation and integration (N. I. Chuprikov), corresponding to qualitatively peculiar stages of the development of psychological science, primarily reflected in the meaningful interpretation of its subject. It is proposed to consider as a priority not so much the direct but the mediated impact of the successes achieved in the framework of research in age psychology and semiotics, expressed in expanding the empirical base of research on the general theoretical and methodological content of general psychology.

Ключевые фразы: предмет психологии, взаимосвязь, взаимовлияние, дифференциация, возрастная психология, акмеология, СЕМИОТИКА, редукционизм
Автор (ы): Турчин Анатолий Степанович
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_152
eLIBRARY ID
62217308
Для цитирования:
ТУРЧИН А. С. ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи