В статье проводится анализ макроэкономической политики Армении в условиях глобальных экономических кризисов на предмет выявления ее проциклического или контрциклического харак-тера. Исследование охватывает период с 2000 по 2023 гг. Рассматривается влияние фискальной и монетарной политики на экономическое развитие страны, ее реакция на экзогенные шоки раз-личного генеза. Результаты анализа показывают, что в условиях кризисов правительство и Цен-тральный банк Армении в основном реализуют ограниченную контрциклическую политику.
Идентификаторы и классификаторы
«Начиная с конца XX века и по сей день частота мировых кризисов, приобретающих все более глобальный характер, увеличилась и, учитывая также то, что причины их воз-никновения кардинально отличны, правительства стран в последние годы находятся в постоянном процессе поиска и выбора инструментов противодействия кризисам.
Список литературы
1. Петросян И.Б., Папян З.К. Контрциклическая и проциклическая экономическая политика: теоретический подход // Вестник Российско-Армянского университета: Гуманитарные и Общественные Науки. 2024. № 2 (49). С. 63-73. [Petrosyan I.B., Papian Z.K. Countercyclical and procyclical economic policies: theoretical approach // Vestnik of Russian-Armenian (Slavonic) university: Humanities and Social sciences. 2024. No. 2 (49). Рp. 63-73. (In Russ.)] DOI: 10.24412/1829-0450-2024-2-63-73.
2. Mankiw N.G. Macroeconomics 10th edition // New York. Worth Publishers. 2018.
3. Baxter M., King R. Fiscal Policy in General Equilibrium // The American Economic Review. 1993. Vol. 83. No. 3. Pp. 315-334. URL: https://people.bu.edu/mbaxter/papers/fpol.pdf
4. Blanchard O., Perotti R. An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output // Quarterly Journal of Economics. 2002. Vol. 117. No. 4. Pp. 1329-1368. URL: https://www.nber.org/-system/files/working_papers/w7269/w7269.pdf
5. Fatas A., Mihov I. The effects of fiscal policy on consumption and employment: theory and evidence // CEPR Discus-sion Paper. 2001. No. 2760. URL: https://faculty.insead.edu/fatas/fiscal.pdf
6. Macek R., Janků J. The Impact of fiscal policy on economic growth depending on institutional conditions // Acta academica karviniensia. 2015. Vol. 15. No. 2. Рp. 95-107. URL: https://aak.slu.cz/pdfs/aak/2015/02/08.pdf
7. Gavin M., Perotti R. Fiscal Policy in Latin America // NBER Macroeconomics Annual. 1997. Vol. 12. Рp. 11-72. URL: https://nber.org/system/files/chapters/c11036/c11036.pdf
8. Kaminsky G., Reinhardt C., Végh С. When It Rains, It Pours: Procyclical Capital Flows and Macroeconomic Policies // NBER Macroeconomics Annual. 2004. Vol. 19. Рp. 11-53. URL: https://nber.org/books-and-chapters/nber-macro-economics-annual-2004-volume-19/when-it-rains-it-pours-procyclical-capital-flows-and-macroeconomic-policies
9. Ilzetzki E., Végh С. Procyclical Fiscal Policy in Developing Countries: Truth or Fiction? // NBER Working Paper. 2008. No. 14191. URL: https://nber.org/system/files/working_papers/w14191/w14191.pdf
10. Calderón C., Schmidt-Hebbel K. Business Cycle and Fiscal Policy: The Role of Institutions and Financial Markets // Working Papers Central Bank of Chile. 2008. No. 481. URL: https://bcentral.cl/documents/33528/-133326/DTBC_481.pdf
11. Du Plessis S., Smit B., Sturzenegger F. The Cyclicality of Monetary and Fiscal Policy In South Africa Since 1994 // Stel-lenbosch Economic Working Papers. 2007. 12. 07. URL: https://doi.org/10.1111/j.1813-6982.2007.00128.x
12. Coulibaly B. Monetary Policy in Emerging Market Economies: What Lessons from the Global Financial Crisis? // Federal Reserve System. International Finance Discussion Papers. 2012. No. 1042. URL: https://federalre-serve.gov/pubs/ifdp/2012/1042/ifdp1042.pdf
13.Takats E. Countercyclical policies in emerging markets // BIS Quarterly Review. June 2012. URL: https://bis.org/-publ/qtrpdf/r_qt1206e.pdf
14. McGettigan D., Moriyama K., Ntsama J.N.N., Painchaud F., Qu H., Steinberg C. Monetary Policy in Emerging Mar-kets: Taming the Cycle // IMF Working Paper. 2013. WP/13/96. URL: https://documents1.worldbank.org/cu-rated/en/969741467991947605/pdf/WPS7569.pdf
15. Yakhin Y. Financial Integration and Cyclicality of Monetary Policy in Small Open Economies // Monaster Center for Economic Research. Discussion Paper No. 08-11. 2008. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6448950.pdf
16. Sabir S., Zahid K. Macroeconomic Policies and Business Cycle: The Role of Institutions in Selected SAARC Countries // Pakistan Development Review. 2012. Vol. 4. No. 51. Рp. 147-158. URL: http://pide.org.pk/pdf/PDR/2012/Vol-ume4/147-160.pdf
17. Végh С., Vuletin G. Overcoming the Fear of Free Falling: Monetary Policy Graduation in Emerging Markets // NBER Working Paper. 2012. No. 18175. URL: https://nber.org/system/files/working_papers/w18175/w18175.pdf
18. Kuttner K.N., Posen A.S. Fiscal Policy Effectiveness in Japan // Journal of the Japanese and International Economies. 2002. Vol. 16. Issue 4. Рp. 536-558. URL: https://doi.org/10.1006/jjie.2002.0512
19. Caldara D., Kamps C. What are the effects of fiscal policy shocks? A VAR-based comparative analysis // European Cen-tral Bank Working Paper Series. 2008. No. 877. URL: https://ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp877.pdf
20. Baum A., Koester G. The impact of fiscal policy on economic activity over the business cycle – evidence from a thresh-old VAR analysis // Discussion Paper Series 1: Economic Studies. 2011. No. 03. URL: https://bundesbank.de/re-source/blob/703584/e72e35658b3daf9e7286eb40f6962927/mL/2011-03-28-dkp-03-data.pdf
21. Belinga V. Effects of Fiscal Policy Shocks in an Open Economy Evidence from Canada // World Bank Group. Policy Research Working Paper. 2016. WPS7654. URL: https://openknowledge.worldbank.org/entities/publica-tion/ea07f194-7b7e-5bb5-ad04-8477de8a55dd
22. Ibrahim O. Measuring the Output Effects of Fiscal Policy in Egypt: A Disaggregated Structural VAR Analysis // MPRA Paper. 2021. 110962. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/110962/1/MPRA_paper_110962.pdf
23. Fung B.S.C. A VAR analysis of the effects of monetary policy in East Asia // BIS Working Papers. 2002. No. 119. URL: https://bis.org/publ/work119.htm
24. Cologni A., Manera M. Oil Prices, Inflation and Interest Rates in a Structural Cointegrated VAR Model for the G-7 Countries // FEEM Working Paper. 2005. No. 101. URL: https://econstor.eu/bitstream/10419/74013/1/NDL2005-101.pdf
25. Cheng K.C. A VAR Analysis of Kenya’s Monetary Policy Transmission Mechanism: How Does the Central Bank’s REPO Rate Affect the Economy? // IMF Working Paper. 2006. WP/06/300. URL: https://imf.org/en/Publications/WP/Issues/-2016/12/31/A-VAR-Analysis-of-Kenyas-Monetary-Policy-Transmission-Mechanism-How-Does-the-Central-Banks-19477
26. Gaspar J.M.L. Monetary policy in the US: A VAR and VECM approach. URL: https://academia.edu/15867632/Mon-etary_policy_in_the_US_a_VAR_and_VECM_approach
27. Raghavan M., Athanasopoulos G., Silvapulle P. Canadian monetary policy analysis using a structural VARMA model // The Canadian Journal of Economics. 2016. Vol. 49. No. 1. Рp. 347-373. URL: https://doi.org/10.1111/caje.12200
28. Salmanov O.N., Zaernjuk V.M., Lopatina O.A., Drachena I.P., Vikulina E.V. Investigating the Impact of Monetary Policy using the Vector Autoregression Method // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6. Issue S2. Рp. 273-282. URL: https://econjournals.com/index.php/ijefi/article/view/2563
29. Cafiso G. GDP Growth, Private Debt and Monetary Policy // CESifo Working Paper Series. 2017. No. 6500. URL: https://ifo.de/DocDL/cesifo1_wp6500.pdf
30. Lee K.Y. A Comparison Analysis of Monetary Policy Effect Under an Open Economy Model // East Asian Economic Review. 2018. Vol. 22. No. 2. Рp. 141-176. URL: https://zbw.eu/econis-archiv/bitstream/11159/2327/1/JE0001_2018_v22n2_141.pdf
31. Amaral A., Dyhoum T.E., Abdou H.A., Aljohani H.M. Modeling for the Relationship between Monetary Policy and GDP in the USA Using Statistical Methods // Mathematics. 2022. Vol. 10. Issue 21. 4137. URL: https://doi.org/-10.3390/math10214137
32. Jaah M., Ndanshau M.O.A. Monetary vs. Fiscal Policy: An Empirical Investigation in Tanzania, 1966 – 2013 // Tan-zania Economic Review Journal. 2017. Vol. 7. No. 1 & 2. Рp. 17-35. URL: https://doi.org/10.56279/ter.v7i1&2.25
33. Nizam A.M. Effect of Government Transfer on Money Supply: A Closer Look into the Interaction Between Monetary and Fiscal Policy // MPRA Paper. 2021. No. 109394. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/109394/1/MPRA_pa-per_109394.pdf
34. Onwuka C.E. The impact of fiscal and monetary policy on unemployment rate in Nigeria (1981- 2020) // Eco Res & Rev. 2022. Vol. 2. No. 3. Рp. 226-235. URL: https://opastpublishers.com/open-access-articles/the-impact-of-fiscal-and-monetary-policy-on-unemployment-rate-in-nigeria-19812020.pdf
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние несколько лет цены на жилье в России в строящихся домах росли быстрыми тем-пами и опережали динамику потребительской инфляции, доходов населения, стоимости аренды и себестоимости строительства. В результате, с начала 2020 г. средние цены на первичное жи-лье возросли в два раза. Динамика цен на жилую недвижимость складывается под влиянием мно-жества факторов. В статье адаптируется подход, предложенный в недавней работе A. Shapiro (2022), и оценивается, в какой мере факторы спроса и предложения объясняют рост цен на жи-лье в российских регионах. В статье представлена первая в научной литературе декомпозиция динамики цен на жилье в России в 2016-2024 гг. на факторы спроса и предложения в региональном разрезе. Проведенные авторами расчеты и анализ позволяют свежим взглядом посмотреть на рост цен на жилье в разных регионах России, оценить эффективность мер поддержки рынка жилья и понять, чего ждать от динамики цен в дальнейшем.
В статье представлен сравнительный анализ прогнозов динамики численности населения мира и России до 2100 г. В качестве основных источников данных использованы прогнозы ООН (World Population Prospects1 2019, 2022 и 2024 гг.), а также прогнозы IHME2, IIASA3 и Росстата. Выявлена тенденция к замедлению роста мирового населения во всех прогнозных сценариях, с вы-сокой вероятностью достижения пикового значения численности к концу XXI века. Проведен сравнительный анализ ключевых сценариев прогнозов, с акцентом на роль предположений о рож-даемости, смертности и миграции в формировании долгосрочных демографических оценок. Ана-лиз демографических прогнозов России включает критическую оценку заложенных гипотез о рождаемости, смертности и миграции в контексте текущих демографических трендов и ис-торической динамики. Показано, что большинство прогнозов характеризуется завышенными оценками рождаемости и смертности, что делает реализацию низких и средних сценариев более вероятной, тогда как высокие сценарии маловероятны для достижения в условиях современной демографической ситуации.
В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодо-рожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного поли-гона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экс-портных перевозок угля другими грузами.
С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транс-порт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной то-варной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой про-дукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.
Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост ко-нечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потре-бует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.
Целью исследования является изыскание источников финансирования социально-экологических, модернизационных и природоохранных мероприятий посредством взимания с промышленных предпри-ятий полного размера платы за загрязнение окружающей среды. В соответствии с поставленной це-лью решены следующие задачи: 1. Проведена оценка экологического вреда, причиняемого деятельно-стью ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» на территории Вологодской области; 2. Проведен сравни-тельный анализ платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), уплачиваемых ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» в консолидированный бюджет Вологодской области, и реального ущерба от загрязнения, возникающего в процессе работы данных предприятий; 3. Предложен ком-плекс мер, направленных на полное возмещение причиняемого экологического вреда и должное попол-нение источников финансирования мероприятий по улучшению качества окружающей среды.
В статье анализируется потенциал и выявляются ограничения достижения технологиче-ского суверенитета в сегменте электронного машиностроения на примере полупроводниковых литографических систем. Показано, что в условиях деглобализации рынка электронного машино-строения формируется несколько групп игроков, различающихся по целям и стратегиям дости-жения технологического суверенитета. Определено, что гонка технологий в сфере фотолито-графии, которая является основой для массового производства современной микроэлектроники, несмотря на перспективность дальнейших технологических усовершенствований, может столк-нуться с ограничениями в развитии. Выявлено, что при переходе от глобализации к локализации полупроводниковых производств и стремлении к технологическому суверенитету в сегменте по-лупроводниковой литографии страны реализуют два основных подхода: воссоздание традицион-ной технологии фотолитографии и разработку собственных альтернативных методов. Сделан вывод, что такая тенденция в ближайшие годы может привести к перераспределению долей между старыми и новыми производителями оборудования и изменению структуры технологий на рынке полупроводниковой литографии.
В статье рассматривается платформенная экономика с точки зрения отличающих ее от традиционных форм отношений характеристик и ее влияния на экономические процессы. По-казано, что, хотя формирование платформенной экономики предопределяется техническим про-грессом, ей свойственны принципиально новые механизмы, основанные на платформенной бизнес-модели и сетевых эффектах. Были проанализированы конкретные последствия распространения платформ для структуры затрат отраслей экономики. Оценка этих последствий производилась с помощью статической модели межотраслевого баланса. Наши расчеты показывают, что при достаточно высоком прямом вкладе платформенной экономики в ВВП и занятость населения РФ (около 3-5%) итоговое влияние развития платформенной экономики с учетом структурных сдви-гов и сокращения валовой добавленной стоимости в традиционных секторах оказывается срав-нительно скромным – менее 1% прироста ВВП в рассмотренных сценариях.
В статье представлены результаты оценки значений целевого показателя в сфере науки (утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 309 «О национальных целях раз-вития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года») в 2012-2022 гг. по его отдельным компонентам. Приведены также расчеты прогнозных значений этого показателя на перспективу 2024-2030 гг. в консервативном и базовом (умеренно-оптимистич-ном) сценариях на основе прогнозной модели развития сферы науки в России, разработанной Ин-ститутом статистических исследований и экономики знаний Национального исследователь-ского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Полученные результаты могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти РФ при разработке и корректировке стратегических и программных документов в сфере науки и технологий. Они также могут служить в качестве информационно-аналитической и методической базы в про-цессе принятия управленческих решений в рамках реализации государственной научной и научно-технической политики на разных уровнях власти.
Статья описывает результаты количественных расчетов в соответствии со сценарными прогнозами мировой и отечественной экономики, а также российского сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На основе сценарных условий определены количественные параметры прогнозов развития отечественного сектора ИКТ в четырех сценариях: «максималь-ном» (целевой сценарий), «осторожного роста», «умеренной экспансии» и «кризисном» (худший из возможных) с учетом их характерных особенностей.
Сложный временной отрезок для экономики страны и ее общества сформировался в настоя-щее время: потребовалась быстрая адаптация к возникшим угрозам и поиск эффективных путей противодействия санкционному давлению. Вопреки санкциям экономика РФ стабильно растет. Вместе с тем, накопленный потенциал развития используется неполно, что связано не только с исправлением прошлых ошибок, но и с поиском способов преодоления новых вызовов.
В статье рассматриваются некоторые накопленные ранее недостатки в использовании по-тенциала развития экономики и возможные способы их преодоления.
В статье представлен методический инструментарий оценки импортозависимости и им-портозамещения экономических систем различных иерархических уровней. Предложен широ-кий набор методов количественной оценки импортозамещения в экономических системах: ис-пользование индекса Балассы для оценки уровня импортозависимости товаров по стране в це-лом и по отраслям народного хозяйства; оценка степени импортозависимости в различных секторах промышленности с помощью соотношения объема импорта и объема внутреннего потребления; расчет коэффициента покрытия импорта экспортом для оценки уровня внешне-торговой обеспеченности, а также коэффициента покрытия импорта производством для оценки уровня обеспеченности экономики собственным производством. Разработана новая ав-торская методика нахождения динамического коэффициента импортозамещения, который рассчитывается на основе изменений объема производства и импорта. Данный коэффициент позволяет выявить различные сценарии экономической политики и разделить их на восемь зон в зависимости от значений коэффициента. Среди них следует выделить наиболее благоприят-ный сценарий импортоопережения, когда снижение импорта сопровождается более значимым ростом уровня производства. Верификация предложенного инструментария показала, что ав-торские результаты могут быть использованы при количественной оценке импортозамещения экономических систем различных иерархических уровней.
Многие принимаемые в экономике стран СНГ решения недостаточно подкреплены расче-тами, что может приводить к серьезным ошибкам. В связи с этим исследования, нацеленные на увеличение полноты и точности аналитических оценок и прогнозов, могут внести значимый вклад в повышение качества экономической политики. В настоящей работе предложен алгоритм актуализации таблиц ресурсов и использования (ТРИ)/таблиц «затраты-выпуск» (ТЗВ) с учетом новых известных итогов, таких как компоненты ВВП. ТРИ/ТЗВ являются важнейшим инстру-ментом анализа согласованности данных макроэкономической статистики, а также служат основой для построения моделей общего равновесия, использующихся для выработки эффектив-ной экономической политики. Однако ТРИ/ТЗВ имеют большую задержку публикации (в России – 25/37 мес. после отчетного периода, соответственно), зачастую не обновляются из-за сложно-сти и дороговизны данной процедуры (например, в Армении). При этом часто возникает потреб-ность в быстром обновлении данных, с учетом новых известных итогов, публикуемых более свое-временно и с более высокой периодичностью. Существующие алгоритмы обновления таблиц, представляющие собой различные модификации метода RAS1, обладают рядом недостатков, среди которых отсутствие связи получаемых таблиц с конкретной структурой экономики, вы-бросы в данных, не согласующиеся с экономической логикой и др. В основе предложенного в ста-тье алгоритма лежит полноценная CGE2-модель с агрегированным внешним сектором, что поз-воляет учитывать не только численные соотношения в исходной таблице, но и полноценно вос-произвести экономические взаимосвязи между всеми величинами. Также, наличие полноценной CGE-модели в основании алгоритма позволяет вводить больше дополнительной информации в виде структурных параметров, ограничений на цены и т. д. В статье показана эффективность предложенного метода продления ТРИ/ТЗВ в сравнении с модифицированным методом RAS.
Цель исследования состоит в модификации методологии межотраслевого баланса с учетом особенностей российских данных путем введения частных функций спроса для продукции отраслей. В статье предлагается итеративный алгоритм достижения текущего экономического и ценового равновесия на статистических данных, заключающийся в подборе параметров функций спроса для каждой отрасли и вычислении равновесных цен до получения сходимости модельных показателей с фактическими данными. Проведены модельные эксперименты на данных Росстата за 2020 г. по двум сценариям: рост спроса на строительство и повышение валютного курса. Стимулирование строительной отрасли приводит к росту производства в смежных отраслях и их переориентации на промежуточный спрос. Увеличение курса доллара критически сказывается на показателях про-изводства автомобилей, текстиля, электротехники, электронного и компьютерного оборудования, фармацевтики, мебели и других, наиболее зависимых от импорта отраслей, вызывая рост цен в них, в то время как отрасли услуг остаются стабильными. Анализ позволил выделить отрасли с различ-ными уровнями эластичности спроса по цене. Наиболее устойчивыми к ценовым шокам оказались услуги: социальные, образования, здравоохранения и государственного управления.
Статья систематизирует эффекты климатических изменений для отраслей экономики России. Предложен метод количественной экономической оценки последствий, связанных с де-градацией многолетней мерзлоты, наводнениями, для хозяйственных объектов в сфере ТЭК, сельского и лесного хозяйства. Оценки всех эффектов приведены к общей единице измерения – изменение ВВП России при увеличении среднегодовой температуры на 1 С. На основе сценар-ных расчетов доказывается, что активная политика адаптации к изменению климата позво-ляет получить позитивный эффект для экономики страны. Напротив, отказ или отсутствие мер адаптации чреваты значительным ущербом и потерями для экономики стоимостью более 3 трлн руб. или порядка 1,9% ВВП (2022 г.).
В статье анализируется ситуация, сложившаяся в российской экономике после годичного цикла повышения ключевой ставки в 2023-2024 гг. Показано, что ключевыми факторами ускоре-ния роста цен стали сдвиг в структуре производства, произошедший в 2022-2024 гг., и связанная с ним разбалансировка спроса и предложения. На этом фоне ужесточение денежно-кредитной политики лишь в ограниченной мере влияло на динамику цен, что является характерным не только для российской экономики, но и для экономики многих стран мира. Единственным фак-тором, который сможет изменить ситуацию на внутреннем рынке, должен стать рост пред-ложения, который невозможен при низком уровне инвестиционной активности. Избыточная жесткость денежно-кредитной политики в данных условиях может остановить инвестиционный цикл в большинстве секторов и привести к стагнации экономики. Альтернативой являются пере-смотр таргетов по инфляции и реализация программы снижения инфляции на горизонте 3-5 лет.
Издательство
- Издательство
- ИНП РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- Юр. адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- ФИО
- Широв Александр Александрович (Директор)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1293633
- Сайт
- https:/ecfor.ru