В статье проанализирован образ «проклятого скитальца» Алеко в его типологической связи с Каином Байрона. Выявлены такие общие мотивы, как отсутствие покоя, изгнание в пустыню, тайная скорбь, инфернальное воздействие на героя и др. Сопоставив двух героев, автор статьи пришла к выводу, что, несмотря на общность мотивов, образ «проклятого скитальца» в произведениях Байрона и Пушкина интонационно различно окрашен. В отличие от «властителя дум», русский писатель не только не романтизирует страсти, но и воспевает подлинно христианские идеалы. Эти идеалы воплощены в тексте преимущественно благодаря образам «птички Божией» и раненого журавля, которому уподобляется Алеко. Основываясь на интертекстуальных связях «Цыган» с басней А. Н. Радищева «Журавли», автор исследования сделала вывод, что неосуждение грешника есть главный урок, который хотел преподать Пушкин на примере образа своего «бездомного скитальца». В статье проанализированы и пересмотрены некоторые положения из критических работ XIX в. о творчестве Пушкина: оценки Алеко В. Г. Белинским и В. Н. Олиным. Автор исследования пришла к выводу, что в «Цыганах» Пушкин развенчивает титанизм байронического героя, преобразуя его в мотив страдальческого одиночества страстной личности. При этом в поэме об Алеко доминирует мотив мира: его желает герою репрезентирующий волю автора старый цыган. И в этом произведении Пушкин остался верен своей лире и «милость к падшим призывал».
Идентификаторы и классификаторы
Трудно найти романтика, в творчестве которого не обнаруживается интерес к кому-либо из «проклятых скитальцев» — Агасферу, Каину или Летучему голландцу [Зыкова: 53]. Если говорить о Пушкине, то первый «несчастный скиталец» появляется в его творчестве вместе с выходом в свет поэмы «Цыганы» (1827). Именно так в знаменитой «Пушкинской речи» назвал Алеко Достоевский [Достоевский: 137]. Подобный герой представляет собой отрицательный тип человека, оторванного от почвы. Как справедливо выразился В. Н. Захаров, «для Достоевского “почва” — все, что родит и роднит: народ, родина, родная речь, родная земля. Их объединяет тайна, которая заключается в том, что Россия — хранительница православия, что “идеал народа — Христос”» [Захаров: 14]. Оторванный от православия, отошедший от истинного Бога, потерявший путь, беспутный, скиталец — связь с христианской традицией здесь очевидна. Однако есть и другая связь.
Список литературы
1. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. М.: Современник, 1984. 481 с. (Сер.: Б-ка “Любителям рос. словесности”.). EDN: UNMWWF
2. Баевский В. С. Присутствие Байрона в “Евгении Онегине” // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1996. Т. 55. № 6. С. 4-14 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=rPmLuP6tYYM%3D&tabid=10358&ysclid=m71xipjbzt189170929 (04.12.2024).
3. Баевский В. С. Библейские темы, мотивы и образы в “Цыганах” // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 1. С. 56-57 [Электронный ресурс]. URL: download/elibrary_16553452_54093301.pdf (04.12.2024). EDN: NYGFOH
4. Байрон Дж. Г. Соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 2: Поэмы и трагедии; Из публицистики. 542 с.
5. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья седьмая // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пуш. Дом); редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 7: Статьи и рецензии. 1843. Статьи о Пушкине. 1843-1846. 799 с.
6. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 580 с.
7. Болтовская Л. Н. Образ свободы в творчестве А. С. Пушкина и Д. Г. Байрона // Христианское чтение. 2015. № 4. С. 186-200 [Электронный ресурс]. URL: https://scientific-journals-spbda.ru/f/2015-04-07.pdf (04.12.2024). EDN: UMPYUD
8. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М.: Наука, 1974. 207 с.
9. Виролайнен М. Н. Богоборчество Байрона в транскрипции Достоевского // Великий романтик. Байрон и мировая литература: сб. ст. М.: Наука, 1991. С. 176-186. EDN: MFGEIW
10. Вяземский П. А. “Цыганы”. Поэма Пушкина // Пушкин в прижизненной критике. 1820-1827 / Пушкин. комис. Рос. акад. наук; Гос. Пушкин. театр. центр в Санкт-Петербурге. СПб.: Гос. Пушкин. театр. центр, 1996. С. 317-322. (Сер.: Пушкинская премьера.).
11. Достоевский Ф. М. “Дневник Писателя” на 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 26. С. 129-174.
12. Елистратова А. Джордж Гордон Байрон // Байрон. Избр. произв. М.: Гослитиздат, 1953. С. 3-22.
13. Жилина Н. П. “Гордый человек” в поэме А. С. Пушкина “Цыганы” // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Филология. 2008. № 2 (12). С. 6-12 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gordyy-chelovek-v-poeme-a-s-pushkina-tsygany/viewer (04.12.2024).
14. Жилина Н. П. Творчество А. С. Пушкина в контексте христианской аксиологии: онтологический и антропологический аспекты. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 311 с. EDN: RAOIGT
15. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы: избр. тр. Л.: Наука, 1978. 424 с.
16. Захаров В. Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. Вып. 10. С. 14-24 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (04.12.2024). EDN: PIXFFX
17. Зыкова Е. П. Романтическое странствие как проклятие: путь в никуда // Романтизм. Вечное странствие: сб. ст. М.: Наука, 2005. Вып. 3. С. 51-73. (Сер.: Культура романтизма.). EDN: RUJFWV
18. Иванов Вяч. О “Цыганах” Пушкина // Иванов Вяч. Лик и личины России: эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995. С. 196-222. (Сер.: История эстетики в памятниках и документах.).
19. Киреевский И. В. Нечто о характере поэзии Пушкина // Киреевский И. В. Критика и эстетика / сост., вступ. ст. и примеч. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1979. С. 43-55. (Сер.: История эстетики в памятниках и документах.).
20. Купреянова E. H., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы: очерки и характеристики. Л.: Наука, 1976. 413 с.
21. Кургинян М. Путь Байрона-художника // Байрон Дж. Г. Соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 1: Стихотворения. Поэмы. С. 5-22.
22. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. 375 с. EDN: UCJXVT
23. Манн Ю. В. Русская литература ХIХ века: эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007. 518 с.
24. Мережковский Д. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX - первая половина XX вв. М.: Книга, 1990. С. 92-160.
25. Мустафина Е. А. К типологии образа романтического героя в поэмах Дж. Г. Байрона “Корсар” и А. С. Пушкина “Цыганы” // Говор: альманах. 1998. № 6. С. 3-6. EDN: KVHYTX
26. Новикова М. Пушкинский космос: языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наследие, 1995. 353 с. (Сер.: Пушкин в XX веке: ежегодное издание Пушкинской комиссии.).
27. Нусинов И. Каин // Литературная энциклопедия: в 11 т. [М.]: Ком. акад., 1931. Т. 5. Стб. 30-49.
28. Олин В. Н. Взгляд на стихотворение А. Пушкина под названием “Цыганы” // Пушкин в прижизненной критике. 1828-1830. СПб.: Гос. Пушкин. театр. центр, 2001. С. 196-200. (Сер.: Пушкинская премьера.).
29. Пушкин А. С. <Примечания к “Цыганам”> // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1978. Т. 7: Критика и публицистика. С. 15-16.
30. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1994. Т. 4: Поэмы, 1817-1824. 515 с.
31. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1. 506 с.
32. Томашевский Б. Пушкин: [в 2 кн.] / отв. ред. В. Г. Базанов; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956-1961.
33. Топоров В. Н. Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithiana’ы (к постановке вопроса). Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 1992. 225 c. (Сер: Wiener slawistischer Almanach; Sonderband 29.).
34. Флейшман Л. К описанию семантики “Цыган” // Флейшман Л. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М.: НЛО, 2006. С. 31-45.
35. Фридлендер Г. М. Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе. (К характеристике повествовательной структуры и образного строя поэм Пушкина и Байрона) // Пушкин. Исследования и материалы / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1974. Т. 7: Пушкин и мировая литература. С. 100-122.
36. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предложено понимание первого романа Ф. М. Достоевского в контексте созданной писателем новой эстетики, суть которой выражается в намеренной деэстетизации повествования, создающей иллюзию безыскусности и косноязычия. Предметом художественной игры Достоевского в «Бедных людях» оказывается также изящная словесность в ее сентиментально-романтическом изводе, аксиология которого подвергается деканонизации. Застарелое «девичество», мечтательство главного героя романа, оторванное от коренных основ жизни, - такова авторская оценочная метафора некогда влиятельного стиля. Еще более низкая степень деградации романтического, подвергающаяся в романе Достоевского сатирическому изображению, - ратазяевская литература-«объяденье» - коммерческий продукт ловкого циника-литератора. Диалог Достоевского с Пушкиным и Гоголем ведется им в русле художественного соперничества. Автор соединяет в «Бедных людях» миры Гоголя и Пушкина, уравновешивая иллюзорное и реальное. Гуманно-филантропическая тенденция или социальная тема, которую прижизненная писателю критика видела в романе, у Достоевского трансформируется в проблематику метафизического порядка, что будет способствовать развитию христианского реализма в дальнейшем творчестве писателя. «Бедные люди» в контексте социалистических утопий предстают как их художественное отрицание: Рай на земле невозможен, а пути его обретения в человеческом сердце Достоевским еще только нащупываются. Возникает спасительная мысль: человек для человека является Светом.
В статье рассматриваются проблематика и символика света и тьмы в «Русских ночах» В. Ф. Одоевского. Название и начало романа актуализируют вопросы темноты и мрака, как физического, так и духовного. Лейтмотив произведения - непрестанное стремление к свету, непосредственно связанное с проблемами просвещения. В русском слове «просвещение» мерцают разные смыслы, отсылающие как к западноевропейской, так и византийской традициям: это и «свет разума», и «Свет Христов», который «просвещает всех». Оба значения принципиально важно учитывать при интерпретации художественных произведений и публицистических высказываний Одоевского (как и русской классики в целом). Одоевский ратовал за развитие науки и техники, но неизменно предупреждал о духовном тупике, в который приведет человечество увлечение сугубо материальными интересами. Важнейшее значение, согласно писателю, имеет путь познания истины - он должен синтезировать в себе разум и «инстинктуальную» силу, наивысший источник которой - божественное откровение. Основной текст романа - собственно «ночи» - исполнены сомнений и вопросов, путь к преодолению царящего мрака и подлинному просвещению указывается в Эпилоге. Именно России, был убежден писатель, суждено спасти европейский мир, поскольку только в ней сохранился подлинный свет - православная вера, именно она способна вывести человечество из темного тупика рационализма.
В статье дан аналитический обзор литературно-критических выступлений в еженедельнике «Гражданин» 1872 г. В ходе проведенной атрибуции выявлен вклад Н. Н. Страхова, П. К. Щебальского и Б. М. Маркевича в формирование литературной политики издания. Ряд их статей введен в научный оборот впервые. «Литературные письма» Н. Н. Страхова возобновили продолженное им в журнале «Заря» формирование почвеннического фундамента эстетической критики, начатое еще А. А. Григорьевым и Ф. М. Достоевским во «Времени» и «Эпохе». Хаос в современной критике, по Страхову, имел философские корни, а именно безудержную веру в прогресс, когда все новое представляется полной заменой старого. В своих статьях П. К. Щебальский развивал основы эстетического позитивизма М. Н. Каткова, поэтому с его стороны неизбежной была внутриредакционная полемика с «метафизиком» Страховым. Статьи Б. М. Маркевича, в свою очередь, были нацелены на преодоление вражды «передового» общества к «эстетизму». В целом усилиями указанных критиков «Гражданин», при всех внутрипартийных разногласиях, способствовал происходящему в 1860-1870-е гг. переходу русской эстетической критики из либерального лагеря в консервативный. Еженедельник оказался мишенью как для радикальной, так и для либеральной журналистики, и сплоченности отдела критики «Гражданина» 1872 г. в этой борьбе хватило только на полгода, однако уже на следующий год новый редактор, Ф. М. Достоевский, возобновил данный отдел и продолжил трансформацию эстетической критики в сторону консервативных начал. Выявленные обстоятельства не подтверждают сложившегося в науке представления о «коротком дне русского эстетизма». История эстетической критики XIX в. должна быть написана с учетом всех ее перипетий начиная от Карамзина и Жуковского до Вл. Соловьева и К. Леонтьева.
Стихотворение Александра Пушкина «Он между нами жил…» (1834), посвященное Адаму Мицкевичу, содержит пересказ речей польского поэта о стремящемся к всеединству человечестве. Статья предлагает ответ на вопрос, насколько адекватна их передача и не имеется ли в стихах самого Мицкевича соответствующих формулировок. Парафраз высказываний Мицкевича, приводимый Пушкиным, позволяет сделать выводы относительно особенностей творчества русского и польского поэтов, сходства и различий между их художественными мирами. Поэтический диалог между Мицкевичем и Пушкиным о будущем народов начался раньше написания данного стихотворения. Русский поэт в своем произведении более традиционен, не склонен к идеологическим утопиям. Однако когда он обращается к образу Мицкевича, то использует характерный для него ход размышлений. То, что у Мицкевича является словами без дополнительных оттенков смысла, у Пушкина приобретает всечеловеческое значение.
В статье обсуждается актуальный статус исторической поэтики. Приоритет открытия данной дисциплины принадлежит А. Н. Веселовскому (1838-1906). Он дал имя новой научной дисциплине, сформулировал ее концепцию, ввел новые категории поэтики и обосновал программу исследований. Несмотря на безусловный авторитет ученого, открытие Веселовского не сразу получило признание. В 1910-1920-е гг. на смену академическому позитивизму пришли формальная и социологическая школы поэтики, которые не только враждовали между собой, но одновременно и отрицали, и развивали концепции исторической поэтики. В результате этой полемики возникли предпосылки перехода к исторической поэтике «формалистов» В. М. Жирмунского и В. Я. Проппа, «социологов» М. М. Бахтина и П. Н. Медведева. До сих пор не оценена роль в развитии исторической поэтики философа А. Ф. Лосева, который последовательно разрабатывал разделы поэтики в своей многотомной исторической эстетике («История античной эстетики» и др.). В 1950-1980-е гг. произошли реабилитация наследия А. Н. Веселовского, ренессанс исторической поэтики. Начиная с этого времени эволюцию исторической поэтики можно представить как историю открытий в трудах Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, М. Л. Гаспарова, А. В. Михайлова и многих других. В 1980-1990-е гг. всеобщая историческая поэтика чуть было не стала «парадной» темой Отделения языка и литературы Академии наук. Исследований в области исторической поэтики больше, чем можно представить. Благодаря Веселовскому историческая поэтика у нас не стала учением, не была сводом правил и методик, а проявилась как инициативное направление исследований. Для ее развития нужны открытия. Конечно, преобладают материалы по исторической поэтике. Необходимы оригинальные идеи, концепции и интерпретации. Ретроспектива и эволюция исторической поэтики обнадеживают.
Издательство
- Издательство
- ПетрГУ
- Регион
- Россия, Петрозаводск
- Почтовый адрес
- 185910, Петрозаводск, проспект Ленина, 33,
- Юр. адрес
- 185910, Петрозаводск, проспект Ленина, 33,
- ФИО
- Воронин Анатолий Викторович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@petrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (814) 2711001
- Сайт
- https://petrsu.ru/