Статья представляет собой попытку определить статус адептов неиндийского происхождения в неоиндуистских религиозных движениях и культах, а также разграничить термины «индуизм», «неоиндуизм» и «псевдоиндуизм». Предлагается термин «индуиствующие» (по аналогии с «иудействующими», или «жидовствующими», параиудейскими и парахристианскими сообществами) применимо к одной из категорий последователей неоиндуизма.
Идентификаторы и классификаторы
Вопрос определения конфессиональной и варново-кастовой принадлежности как обращающихся в индуизм неиндийцев, так и воспринимающих отдельные верования и элементы практики из него без обращения в эту религию, столь же непрост, как и четкое определение самого понятия «индуизм». Не меньшую трудность представляет собой и попытка разграничения и даже противопоставления «неоиндуизма» и «традиционного» индуизма.
Список литературы
1. Альбедиль М. Ф. Индуизм: радость бытия. – СПб.: Вектор, 2014.
2. Аналитика мистицизма [Текст] / Под ред.: Е. Г. Балагушкина. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2001.
3. Бхагавад-гита: за что в России судят индийский эпос. Комментарий индолога. 21.12.2011 // http://slon.ru/world/za_chto_pravoslavnye_sudyat_ indiyskogo_gomera-726930.xhtml
4. Венкатакришнан Ш. Кому позволено входить в наши храмы? / Инду- изм сегодня. Январь / Февраль / Март, 2018. – М.: Издательство «Hinduism Today», 2018. – С. 28-29.
5. Гусева Н. Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977.
6. Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
7. Иваненко С. И. Древо познаётся по плодам: к 25-летию регистрации Обществ сознания Кришны в России / доктор философских наук С. И. Иваненко. — М.:, 2014. — 464 с.
8. Иванова Л. В. Индуизм. – М.: Издательство: Иванова Л. В., 2003.
9. Индуизм и современность. Материалы научной конференции. / Ответ-ственный ред. – И. П. Челышева. – М., Центр индийских исследований Института востоковедения РАН, 1994.
10. Каниткар В. П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм / Пер. с англ. Е. Богдановой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
11. Корытько Н. А. Индийская йога: оздоровительные упражнения или религиозная практика? – М., 2017.
12. Лобанов С. В. «Ведическая культура» НРД неоиндуистского происхождения в самоидентификации и повседневной жизни их последователей // Материалы круглого стола «Методология исследования новой религиозности» Международной научно-практической конференции «Религия и/или повседневность», Минск, 14-16 апреля 2015 г. / под ред. В. А. Мартиновича, Р. В. Шиженского, С. Г. Карасевой. – Минск: Ковчег, 2015. – С. 65-73.
13. Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1 / В. А. Мартинович; предисл. Л. И. Григорьевой. – Минск: Минская духовная академия, 2015. (Монография Минской духовной академии).
14. Рену Л. Индуизм / Луи Рену; пер. с фр. Зусевой В. Б. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).
15. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981.
16. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. / Пер. с англ. Андрея Костенко. – М.: Центр «Шивалингам» (ООО «Гоачартер»), 2014.
17. Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.
18. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1977.
19. Swami Śivananda. All about Hinduism. – Shivanandanagar, The Divine Life Society, 1993.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу процесса распространения на территории Беларуси новых религиозных движений в период 1990-х гг., учитывая особенности преобразования законодательства, регулирующего вопросы свободы совести. Рассмотрены особенности путей проникновения и осуществления миссионерской, проповеднической и вероучительной деятельности руководителей религиозных образований и верующих; отличительные черты догматических установок, культовых практик, физического и психологического воздействия идеологии новых религиозных движений на сознание последователей.
В 1923 году в Джаубат Бургаль – небольшой алавитской деревне в западной Сирии – появился молодой «пророк». Его звали Салман Муршид, он говорил о скором приходе Судного Дня и призывал алавитов к спасению через покаяние. Вскоре его религиозное миссия трансформировалась в эгалитарное политическое и социальное движение. Постепенно Салман Муршид стал одним из самых влиятельных вождей алавитов и влиятельным сирийским политиком. Даже после его казни в 1946 году племя гассанидов, основанное им из разных алавитских кланов, не исчезло, а было преобразовано его сыновьями Муджибом (1930-1952) и Саджи (1932-1998) в самостоятельную религиозную общину муршидия. После прихода к власти Хафеза Асада новая община была признана и инструментализована новым режимом. Как бы то ни было, история общины Салмана, ее превращение в политическое движение, а затем в независимую религиозную общину, неотделима от истории Сирии в XX веке. Описание религиозных доктрин и анализ истории муршидитов во многом основаны на результатах полевых исследований, предпринятых автором в 2010 году.
Настоящая статья посвящена анализу истории термина «новое религиозное движение». С 1830-х гг. до настоящего времени выделяется три основных этапа его становления. Для каждого этапа анализируется специфика смыслового наполнения и контекст употребления термина в научном, общественном и богословском дискурсе. Особое внимание уделяется анализу позитивных, нейтральных и негативных значений, с которыми термин использовался в печатных СМИ. Приводятся альтернативные термины, описывающие сектантские сообщества. Вскрывается «японское» и «африканское» влияния на развитие термина. Выявляются причины выделения термина из множества альтернативных вариантов и факторы, повлиявшие на увеличение его популярности. Анализируется степень его научной обоснованности.
В статье освещены вопросы возможностей и принципов ограничения свободы совести и религии. Подходы и принципы ограничения свободы совести и религии рассмотрены с точки зрения международного права и правоприменительной практики Европейского суда по правам человека. Автором выделены разные подходы к ограничению свободы совести в индивидуальном и в коллективном измерении при определении полномочий государства в ограничении свободы совести и религии. Требования и критерии при применении действий ограничительного характера при реализации свободы совести и религии раскрыты на основании анализа практики Европейского суда.
В истории религий Индонезии значимое влияние оказали индуизм, буддизм, христианство и ислам. Мусульмане представляют собой подавляющее большинство населения, христиане являются наибольшим религиозным меньшинством. Из-за гетерогенного членства в официально признанных религиях также и внутри партнерских по отношению к государству религий существует относительно высокий потенциал критического и отклоняющегося от их нормативов поведения и мышления. Вследствие государственных преференций исламу формируются различные стратегии приспособления автохтонных религиозных традиций к государственным нормам. Несмотря на ограничения, установленные государственными нормами, в Индонезии представлен широкий спектр автохтонного религиозного многообразия внутри и вне конституционно признанных религий. Социально-экономическое доминирование католицизма повлияло на трансформацию традиционного леволемского мифа о сотворении мира. Автохтонная религия может относительно быстро интегрировать в себя инновационные отклонения от традиции, если общество, находящееся в новой экономической и социальной ситуации, готово признать эти инновации за якобы искони существовавшую часть традиционных религиозных представлений.
В материале рассматривается случай с явлением Богородицы и святых двум девочкам, который произошел в окрестностях г. Яшуны Виленско-Трокского повета в 1930 году. История была чрезвычайно резонансной для своего времени и привлекла большое количество паломников. Сделана попытка представить произошедшее «чудо» с нескольких точек зрения: священника, журналистов, непосредственного их участника и ученых. Приводятся аналогичные происшествия, имевшие место на территории Беларуси в XIX – XX в., делается их краткий анализ.
В статье представлен анализ вероучения современной новой религиозной организации «Синтез Фа», имеющей оккультно-мистическую направленность. В вероучении выделены следующие составляющие: теория формирования мироздания, иерархия «высших сил» и их требования по отношению к человечеству, мистическая практика, направление социального преобразования общества, способы ведения коммерческой деятельности. Среди особенностей вероучения «Синтеза Фа» описана его неогностическая иерархическая политеистическая структура мироздания. Также рассматривается политический проект данной организации по переходу общества в социальную общность нового типа.
Издательство
- Издательство
- МинДА
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- Юр. адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- ФИО
- Архимандрит Афанасий (Соколов) (Ректор)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://minda.by/