В 1923 году в Джаубат Бургаль – небольшой алавитской деревне в западной Сирии – появился молодой «пророк». Его звали Салман Муршид, он говорил о скором приходе Судного Дня и призывал алавитов к спасению через покаяние. Вскоре его религиозное миссия трансформировалась в эгалитарное политическое и социальное движение. Постепенно Салман Муршид стал одним из самых влиятельных вождей алавитов и влиятельным сирийским политиком. Даже после его казни в 1946 году племя гассанидов, основанное им из разных алавитских кланов, не исчезло, а было преобразовано его сыновьями Муджибом (1930-1952) и Саджи (1932-1998) в самостоятельную религиозную общину муршидия. После прихода к власти Хафеза Асада новая община была признана и инструментализована новым режимом. Как бы то ни было, история общины Салмана, ее превращение в политическое движение, а затем в независимую религиозную общину, неотделима от истории Сирии в XX веке. Описание религиозных доктрин и анализ истории муршидитов во многом основаны на результатах полевых исследований, предпринятых автором в 2010 году.
Идентификаторы и классификаторы
«Уже десять лет пастух из племени Амамира по имени Слиман Муршид пытается основать новую секту на севере округа Масияф».
Список литературы
1. Севрук, Д. Сальман Муршид и возникновение новой религиозной общины в западной Сирии / Д. Севрук // Вестник БГУ. – 2010. – № 3. – С. 27-32.
2. Balanche, F. La région alaouite et le pourvoir syrien / F. Balanche. – Paris: Editions Karthala, 2006. – 313 p.
3. Bar-Asher, M. The Nusairy-Alawi Religion / M. Bar-Asher, A. Kofsky. – Leiden: Brill, 2005. – 243 p.
4. Bārūt, Ǧ. Šuʿāʿ qabl al-faǧr / Ǧ. Bārūt – Dimašq, 2005. – 292 S.
5. Belgrave, R. A Visit to Sheikh Sulaiman Murshid, the Alawite “Lord” / R. Belgrave // Journal of the Royal Central Asian Society. – 1946. – Vol. XXXIII – p. 155-160.
6. Caldenborgh, P. Savage human beasts or the purest Arabs? The incorporation of the Alawi community into the Syrian state during the French mandate period (1918-1946) / P. Caldenborgh. – University of Nijmegen Ph. D. Diss., 2005. – 209 S.
7. Daftary, F. A Short History of the Ismailis / F.Daftary. – Edinburgh, 1998. – 248 p.
8. Dakar, Ǧ. Muddaʿī al-ulūhiya fi al-qarn al-ʿišrīn aw Sulaymān Muršid Rabb al-Ǧawba / Ǧ. Dakar. – al-Lāḏiqiyya, 1947. – 208 S.
9. Dussaud, R. Histoire et Religion des Nosairîs / R. Dussaud. – Paris: Librarie Emile Bouillon, 1900. – 249 p.
10. Franke, P. Göttliche Karriere eines syrischen Hirten: Sulaimān Muršid (1907-1946) und die Anfänge der Muršidiyya / P. Franke. – Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1994. - 156 S.
11. Franke, P. Outside view and inside view: About the early history of the Mursidiyya in Syria / P. Franke // Intercultural Studies in Honor of Stefan Wild. – Hildesheim, 1997. – S. 177-185.
12. Friedman, Y. Nuṣayrī-ʿAlawīs: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria / Y. Friedman. – Leiden; Boston: Brill, 2010. – 325 p.
13. Gülçiçek, A. D. Der Weg der Aleviten (Bektaschiten) / A. D. Gülçiçek. – Köln, 1996. – 229 S.
14. Halm, H. Die islamische Gnosis / H. Halm. – München; Zürich: Artemis Verlag 1982. – 407 S.
15. Ḥawrānī, A. Muḏakkirāt Akram al-Ḥawrānī / A. Ḥawrānī. – al-Qahira, 2000. – 3800 S.
16. Ḥawwāš, M. ʿAn al-ʿalawwiyyūn wa dawlatihim al-mustaqilla / M. Ḥawwāš. – Ad-Dār al-Bayḍā ʾ, 1997. – 393 S.
17. Ḫayyir, ʿAbd ar-Raḥmān al- ʿAqīdatunā wa wāqiʿunā. Naḥnu al-muslimīn al-ǧaʿfariyyin al-ʿalawiyyin / ʿAbd ar-Raḥmān al- Ḫayyir. – Dimašq, 1992. – 120 S.
18. Maʿrūf, M. Ayyām ʿištuhā / M. Maʿrūf. – Bayrūt: Riad El-Rayyes Books, 2003. – 334 S.
19. Moosa, M. Extremist Shiites / M. Moosa. – New York: Syracuse University Press, 1987. – 583 p.
20. Muršid, N. Lamaḥāt ḥawla al-Muršidiyya / N. Muršid. – Bayrūt: Maṭbaʿa Karakī, 2007. – 511 S.
21. Muršid, Nūr al-Muḍīʾ: Мuḥawarāt ḥawla al-muršidiyya / N. Muršid. – Не опубликовано. – 189 S.
22. Mūṣilī, M. Al-baḥṯ ʿan al-ḥaqīqa al-muršidiyya. Al-muršidiyyūn wa Salmānal-Muršid / M. Mūṣilī. – Dimašq: Maṭābiʿ ad-dāya, 2008. – 330 S.
23. Rabinovich, I. An anthropologist as a political officer: Evans-Pritchard, the French and the Alawis / I. Rabinovich, G. Yaffe // France and Germany in an age of crisis 1900-1960. – Leiden, 1990. – p. 177-189.
24. Seale, P. Asad of Syria. The Struggle for the Middle East / P. Seale. – Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1990. – 552 p.
25. Seale, P. The Struggle for Syria. A Study of Post-War Arab Politics 1945- 1958 / P. Seale. – London: I. B. Tauris &Co Ltd, 1986. – 352 p.
26. Seuruk, Dz. Die Muršidiyya: Entstehung und innere Entwicklung einer religiösen Sondergemeinschhaft in Syrien von den 1920er Jahren bis heute / Dz. Seuruk. – Bamberg: University of Bamberg Press, Bamberg 2013. – 299 S.: Ill. + 1 CDROM
27. Sevruk, D. The Murshidis of Syria:A Short Overview of their History and Beliefs / D. Sevruk // The Muslim World. – 2013. – Vol. 103, Issue 1. – p. 80-93.
28. Šakʿa, M. Islām bila maḏāhib / M. Šakʿa. – al-Qāhira: Muṣṭafā al-Bānī wal- Ḥalabī wa awlāduhu, 1976. – 588 S.
29. Tāmir, ʿĀ. Arbaʿ rasāʾil al-ismāʿīliyya / ʿĀ. Tāmir. – Bayrūt: Manšūrāt dār maktabat al-ḥayāt, 1976. – 112 S.
30. Weulersse, J. Le pays des Alaouites / J. Weulersse. – Tours: Arrault & Cie, Maitres Imprimeurs, 1940. – 418 S.
31. Yaffe, G. Suleiman al-Murshid: Beginnings of an Alawi Leader / G. Yaffe // Middle Eastern Studies. – 1993. – Vol. 29, No. 4. – p. 624-640.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу процесса распространения на территории Беларуси новых религиозных движений в период 1990-х гг., учитывая особенности преобразования законодательства, регулирующего вопросы свободы совести. Рассмотрены особенности путей проникновения и осуществления миссионерской, проповеднической и вероучительной деятельности руководителей религиозных образований и верующих; отличительные черты догматических установок, культовых практик, физического и психологического воздействия идеологии новых религиозных движений на сознание последователей.
Настоящая статья посвящена анализу истории термина «новое религиозное движение». С 1830-х гг. до настоящего времени выделяется три основных этапа его становления. Для каждого этапа анализируется специфика смыслового наполнения и контекст употребления термина в научном, общественном и богословском дискурсе. Особое внимание уделяется анализу позитивных, нейтральных и негативных значений, с которыми термин использовался в печатных СМИ. Приводятся альтернативные термины, описывающие сектантские сообщества. Вскрывается «японское» и «африканское» влияния на развитие термина. Выявляются причины выделения термина из множества альтернативных вариантов и факторы, повлиявшие на увеличение его популярности. Анализируется степень его научной обоснованности.
Статья представляет собой попытку определить статус адептов неиндийского происхождения в неоиндуистских религиозных движениях и культах, а также разграничить термины «индуизм», «неоиндуизм» и «псевдоиндуизм». Предлагается термин «индуиствующие» (по аналогии с «иудействующими», или «жидовствующими», параиудейскими и парахристианскими сообществами) применимо к одной из категорий последователей неоиндуизма.
В статье освещены вопросы возможностей и принципов ограничения свободы совести и религии. Подходы и принципы ограничения свободы совести и религии рассмотрены с точки зрения международного права и правоприменительной практики Европейского суда по правам человека. Автором выделены разные подходы к ограничению свободы совести в индивидуальном и в коллективном измерении при определении полномочий государства в ограничении свободы совести и религии. Требования и критерии при применении действий ограничительного характера при реализации свободы совести и религии раскрыты на основании анализа практики Европейского суда.
В истории религий Индонезии значимое влияние оказали индуизм, буддизм, христианство и ислам. Мусульмане представляют собой подавляющее большинство населения, христиане являются наибольшим религиозным меньшинством. Из-за гетерогенного членства в официально признанных религиях также и внутри партнерских по отношению к государству религий существует относительно высокий потенциал критического и отклоняющегося от их нормативов поведения и мышления. Вследствие государственных преференций исламу формируются различные стратегии приспособления автохтонных религиозных традиций к государственным нормам. Несмотря на ограничения, установленные государственными нормами, в Индонезии представлен широкий спектр автохтонного религиозного многообразия внутри и вне конституционно признанных религий. Социально-экономическое доминирование католицизма повлияло на трансформацию традиционного леволемского мифа о сотворении мира. Автохтонная религия может относительно быстро интегрировать в себя инновационные отклонения от традиции, если общество, находящееся в новой экономической и социальной ситуации, готово признать эти инновации за якобы искони существовавшую часть традиционных религиозных представлений.
В материале рассматривается случай с явлением Богородицы и святых двум девочкам, который произошел в окрестностях г. Яшуны Виленско-Трокского повета в 1930 году. История была чрезвычайно резонансной для своего времени и привлекла большое количество паломников. Сделана попытка представить произошедшее «чудо» с нескольких точек зрения: священника, журналистов, непосредственного их участника и ученых. Приводятся аналогичные происшествия, имевшие место на территории Беларуси в XIX – XX в., делается их краткий анализ.
В статье представлен анализ вероучения современной новой религиозной организации «Синтез Фа», имеющей оккультно-мистическую направленность. В вероучении выделены следующие составляющие: теория формирования мироздания, иерархия «высших сил» и их требования по отношению к человечеству, мистическая практика, направление социального преобразования общества, способы ведения коммерческой деятельности. Среди особенностей вероучения «Синтеза Фа» описана его неогностическая иерархическая политеистическая структура мироздания. Также рассматривается политический проект данной организации по переходу общества в социальную общность нового типа.
Издательство
- Издательство
- МинДА
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- Юр. адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- ФИО
- Архимандрит Афанасий (Соколов) (Ректор)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://minda.by/