Отсутствие определенности в отношении правовой природы договора технологического присоединения к электрическим сетям присоединения порождает разнообразие судебной практики и принятие противоположных по выводам судебных актов по одинаковым спорным ситуациям, а также способствует возникновению многочисленных убытков у сетевой организации. В статье проводится анализ правовой природы договора технологического присоединения с точки зрения доктрины и судебной практики, рассматриваются сильные и слабые стороны различных подходов. Также раскрывается практическая значимость определения правовой природы данного договора, оцениваются риски сетевых компаний при увеличении безмотивных отказов от договора со стороны потребителей.
В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, в частности, предлагается ввести определение договора технологического присоединения, с указанием его правовой природы. Представляется, что закрепление четкого определения договора технологического присоединения на законодательном уровне, может способствовать формированию единообразной судебной практики.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.61525/S231243500033335-6
В настоящее время правоприменительная практика и нормативно-правовое регулирование все более и более склоняются к упрощению процедуры заключения и исполнения данного договора, например, вводится электронный формат подачи заявок на заключение договора технологического присоединения через портал “Госуслуги”. Процесс упрощения процедуры заключения договора технологического присоединения также выражается в уменьшении количества этапов технологического присоединении и их стоимости. Данные тенденции призваны сделать процедуру получения электроэнергии еще более доступной: помочь населению быстро и максимально оперативно подключать энергопринимающие устройства к электрическим сетям, а сетевым организациям — предоставлять физическим и юридическим лицам жизненно необходимое благо. Важным аспектом в рассматриваемой сфере является правовое регулирование договорных отношений технологического присоединения. Как верно отмечает В. В. Романова, “правовой анализ споров в электроэнергетике показывает, что немалая доля их выпадает на споры в связи с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям”.
Список литературы
1. История ГОЭЛРО // Официальный интернет-сайт Министерства энергетики РФ. URL: https://minenergo.gov.ru/node/3039
2. Романова В.В. Особенности разрешения спорных ситуаций при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии // Российский судья. 2012. № 5. С. 8–11.
3. Романова В.В. Энергетическое право: учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М.: Изд. группа “Юрист”, 2021. С. 152–154.
4. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012. С. 309.
5. Елисеев И.С. Технологическое присоединение — pro et contra // Энергетика и право. 2009. № 1. С. 4–22.
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кн. 3. М.: Статут, 2002. С. 4–9.
7. Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 135.
8. Кирюхина Е.В. Некоторые вопросы правового регулирования договора технологического присоединения к электрическим сетям // Юридический мир. 2009. № 6. С. 27–34.
9. Хорошева Н.В. К вопросу о правовой природе договора технологического присоединения в сфере электроснабжения // Вестник арбитражной практики. 2018. № 2. С. 57–66.
10. Осипов М.Ю. К вопросу о гражданско-правовой природе договора присоединения к электрическим сетям // Юрист. 2020. № 3. С. 38–41.
11. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2019 № Ф09-2929/19 по делу № А76- 21866/2018. URL: https://ras.arbitr
12. Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: монография. М.: Статут, 2013. С. 377–378.
13. Смагин А.В. Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы // Энергетика и право. 2013. № 3. С. 22–28.
14. Рецлов С.О. Проблемы квалификации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям // Хозяйство и право. 2009. № 2. С. 103.
15. Иоффе О.С. Избранные труды: в 4 т. СПб.: Юридический центр “Пресс”, 2004. Т. 3. С. 549.
16. Семенович К.С. Договор технологического присоединения к электрическим сетям: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2017. С. 47.
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010. URL: https://rass.arbitr
18. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 № 13АП-26985/2017 по делу № А56-31850/2017; Постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2017 № Ф06-20016/2017 по делу № А72-12955/2016; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2017 № Ф04- 2686/2017 по делу № А45-9745/15; Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2017 № Ф05- 12837/2017 по делу № А41-81848/16; Постановление АС Московского округа от 24.11.2016 № Ф05- 17280/2016 по делу № А41-73684/2015; Определение ВС РФ от 19.07.2016 № 304-ЭС16-10628 по делу № А45-10396/2015. URL: https://ras.arbitr
19. Постановление АС Северо-Западного округа от 13.04.2017 по делу № А44-4085/16; Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2017 по делу № А33-4500/2016; Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2017 по делу № А58-7115/16; Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.12.2017 по делу № А32-3159/17; Постановление АС Центрального округа от 02.02.2018 по делу № А48-3528/2017; Постановление АС Дальневосточного округа от 09.02.2018 № Ф03- 4907/17 по делу № А51-32324/16. URL: https://ras.arbitr
20. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу № А44- 8596/2015; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу № А52-3892/2015; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу № А13-16248/14; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 № 09АП-43155/2016 по делу № А40-30301/16; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 № 10АП-12894/2016 по делу № А41-26607/16; Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2016 по делу № А78- 599/2016; Постановление АС Уральского округа от 26.12.2016 № Ф09-10058/16 по делу № 60- 11257/2016; Постановление АС Поволжского округа от 21.08.2017 № Ф06-23116/2017 по делу № А57-
21. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016. URL: https://ras.arbitr
22. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010. URL: https://rass.arbitr
23. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 “О свободе договора и ее пределах”. URL: www.arbitr.ru, 03.04.2014.
24. Обзор судебной практики ВС РФ. 2021. № 4 (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2022).
25. Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 24.06.2019 № 305-ЭС19-1106 по делу № А40- 14874/2018. URL: https://ras.arbitr
26. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2023 № Ф07-3599/23 по делу № А56-30517/2022; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2021 № Ф05- 8922/21 по делу № А41-57429/2020; Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2021 по делу № 8Г‑24917/2021 [88-27102/2021. URL: https://ras.arbitr
27. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16246 по делу № А45-12261/2015. URL: https://ras.arbitr
28. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом ВС РФ 17.10.2018); Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 13.01.2015 № 5-КГ14-139.
29. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16246 по делу № А45-12261/2015. URL: https://ras.arbitr
30. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2020 № Ф07-13324/2020 по делу № А52-3394/2019; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2020 № Ф07- 12968/2020 по делу № А56-15483/2020. URL: https:// ras.arbitr
31. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010. URL: https:// ras.arbitr
Выпуск
Другие статьи выпуска
В сложившихся на сегодняшний день условиях стремительного развития отечественного цифрового сегмента и объявленного государством курса на импортозамещение, роста спроса на компьютерные технологии и широким распространением общественных отношений в зону киберпространства исследование программ для электронных устройств, присущих им специфических черт, определяющих особенности правовой охраны, разработка предложений по оптимизации способов защиты указанного результата интеллектуальной деятельности с учетом характерных для него свойств является крайне актуальным и значимым вопросом. В статье исследуются признаки, присущие такому неклассическому объекту гражданских прав, как компьютерная программа, его специфика в сравнении с другими результатами интеллектуальной деятельности, включая произведения литературы, для которых используется аналогичный авторско-правовой режим. Так, для компьютерных программ, приоритетное значение имеет функциональность, а не способ художественного выражения, к отличительным признакам относится составной характер, отсутствие сложившейся формы и материального носителя, возможность коммерциализации только при условии предоставления правовой защиты со стороны государства, многосубъектность авторского состава, который выражается не только в командной работе над созданием программы «с нуля», но и в использовании «открытых кодов», доработках с учетом потребностей пользователей, и даже применением таких достижений современной науки, как искусственный интеллект. На основе изучения и анализа доктрины и нормативных источников сформулировано определение программы для ЭВМ, сделан вывод о характерных признаках, определяющих выбор правового режима таких объектов гражданских прав, сформирован ряд предложений о внесении изменений в законодательство, направленных на оптимизацию правового регулирования.
Текущая геополитическая ситуация требует оперативного вмешательства государства во многие отрасли экономики, в том числе и в область энергетики. Так, в настоящее время в целях обеспечения стабильности топливного рынка и доступности топлива для различных групп потребителей вводится приоритет поставок топлива производителями на внутренний рынок с использованием биржевых механизмов, которые являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Требования к потребителям и производителям могут определяться государственными органами с учетом их полномочий. При этом указанные лица являются одновременно участниками биржевых торгов. Законодательство об организованных торгах также устанавливает право биржи на определение требований к участникам торгов, при этом неопределенная и достаточно широкая формулировка, на первый взгляд, позволяет организатору торговли устанавливать любые требования к участникам торгов. Вместе с этим, свобода договора и автономия сторон не бесконечны, поскольку это обусловлено, в частности, ограниченностью природы любой свободы (как известно, свобода/право одного заканчивается там, где начинается свобода/право другого). В связи с этим, возникает вопрос об определении пределов свободы биржи по установлению требований к участникам торгов и о факторах, которые могут повлиять на эти пределы. Для ответа на этот вопрос был проведен анализ зарубежных нормативных правовых актов. Проведенное исследование позволило подтвердить вывод о том, что фактически свобода биржи по установлению требований к участникам торгов небеспредельна и существуют определенные факторы, влияющие на ее ограничение.
Несомненно, особо важное и наиболее актуальное значение во взаимоотношениях между субъектами правоотношений в электроэнергетике имеют вопросы, связанные с взаиморасчетами. Существенное значение имеют вопросы и проблематика взаиморасчетов с электросетевыми организациями. Специфике взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии характерно сложное и обширное нормативно-правовое регулирование. Предметом исследования в рамках настоящей статьи является наиболее острая на сегодняшний день проблематика, связанная с взаиморасчетами за услуги по передаче электрической энергии, оказанные по объектам электросетевого хозяйства, которые приобретены сетевой организацией в период, когда тариф уже установлен и не учитывает вновь приобретенные объекты. Важным в данном случае является разрешение вопросов относительно наличия у сетевой организации оснований для требования оплаты за услуги по передаче электрической энергии по таким электросетевым объектам, разграничение случаев, когда такие расчеты допустимы и отражение негативных правовых и экономических последствий для субъектов правоотношений. Выводы и предложения в рамках статьи являются исключительно частным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией организации, сотрудником которой он является, либо позицией иных организаций.
Решение вопроса о введении конструкции «бери или плати» при расчетах за услуги по передаче электроэнергии неразрывно связано с такими фундаментальными проблемами энергетического права как соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов, регулирование тарифного ценообразования и обеспечение защиты прав участников энергетических рынков. В статье анализируется инициатива по введению принципа «бери или плати» («take or pay») в договоры оказания услуг по передаче электроэнергии с учетом гражданско-правовой характеристики конструкции. Автор приходит к выводу, что условие «бери или плати», с точки зрения его природы, выгодно как для потребителей, так и для поставщиков, преследует цель соблюдения баланса интересов сторон. При этом сама конструкция не является уникальной и широко применяется в иностранных правопорядках. Вместе с тем введение института при расчете за услуги по передаче электроэнергии на современном этапе развития энергетической отрасли может привести к существенным финансовым проблемам получателей услуг, в связи с чем для целей реализации предлагается проведение детального анализа экономических последствий для всех категорий потребителей и апробация «бери или плати» в тестовом варианте на новых инвестиционных проектах.
Порядок действий в случаях вероятной угрозы или возникновения аварии, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах, определен в соответствующих нормативных актах Российской Федерации. Основным нормативным документом, регулирующим правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах является постановление Правительства Российской Федерации № 2366 от 30.12.2020. В данной статье речь идет о правовых аспектах существующих правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к эксплуатирующим организациям, на предмет их правоприменения и возможности реального исполнения. Изучена актуальная судебная практика по направлению государственного регулирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах. Проведен анализ российского законодательства в сравнении с международными нормами в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены эффективные зарубежные подходы и практики в области управления рисками и регулирования аварийных ситуаций в морской акватории и на континентальном шельфе. По результатам проведенной работы представлены предложения и рекомендации по гармонизации законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах Российской Федерации.
Информационная безопасность – многовекторное и комплексное явление. Широкий спектр охватываемых им отношений требует наличия весьма разнообразных правовых норм, содержащихся во многих нормативных правовых актах. Энергетическая отрасль Республики Беларусь играет важную роль в развитии других отраслей экономики страны, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг. Информационная безопасность в области энергетики представляет особую ценность для государства, его международных партнеров и всего мирового сообщества в целом. В работе с учетом применения системного, сравнительно-правового методов исследования проведен анализ действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты коммерчески значимой информации, определено значение международно-правовых актов в регулировании отношений в области информационной безопасности. Сформированная база корпоративных норм, разрабатываемых предприятиями топливно-энергетического комплекса, может служить основой для совершенствования действующего законодательства и разработки новых нормативных правовых актов в области информационной безопасности.
В представленной читателю статье анализируются изменения, внесенные в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 94- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2025 года. Указанные изменения касаются, главным образом, судьбы различных объектов энергетической сферы и направлены на совершенствование юридических процедур, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем либо переход на них прав владения и (или) пользования. Центральным элементом названных процедур выступают торги, проводимые в формах аукциона или конкурса, по результатам проведения которых заключаются соответствующие гражданско-правовые договоры. Ключевыми конкурсными условиями при отчуждении объектов энергетики, закрепленных как на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями, так и принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, являются инвестиционные и эксплуатационные обязательства приобретателя энергетического объекта. Рассмотренные в настоящем исследовании положения, предусматривающие возможность отчуждения на конкурсной основе источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями, направлены на передачу таких объектов «условно» частным лицам, которые, де-факто, являются регулируемыми организациями.
Предусмотренный механизм перехода такого имущества из государственной собственности в частную, определенно, позитивно скажется на содержании объектов энергетики и позволит снизить бюджетные расходы.
Аннотация. В настоящей статье рассматривается комплексный подход Индии к вопросам энергетического перехода и климатической справедливости через политику, законодательные основы и международное сотрудничество. На протяжении многих лет Индия работает над выполнением своих обязательств по борьбе с изменением климата, сокращая интенсивность выбросов и наращивая мощности возобновляемой энергетики в рамках таких соглашений, как РКИК ООН, Киотский протокол и Парижское соглашение. Среди значимых результатов можно отметить долю возобновляемой энергетики, которая достигла 40% в 2023 г., а также постановку амбициозных целей по достижению 500 ГВт мощностей на основе возобновляемых источников энергии к 2030 г. Индия способствует внедрению возобновляемых источников энергии и устанавливает такие обязательства, как Обязательства по закупке возобновляемой энергии и Правила открытого доступа к “зеленой” энергии на основании прогрессивного законодательства, например, Закона об электроэнергетике 2003 г. и Закона об энергосбережении 2001 г. Кроме того, такие инициативы, как Национальная миссия по “зелёному” водороду и Интеллектуальные сети электроснабжения, направлены на решение специфических вызовов, связанных с интеграцией возобновляемых источников энергии, включая стабильность сетей и хранение электроэнергии. Статья подчеркивает необходимость срочного обеспечения климатической справедливости в Индии для борьбы с трудностями, с которыми сталкиваются социально уязвимые группы населения перед лицом глобального кризиса. Благодаря синхронизации энергетической политики и Целей устойчивого развития ООН Индия демонстрирует приверженность к честному и справедливому переходу к низкоуглеродной экономике.
БРИКС продолжает активно развиваться, формируя совместные подходы к сотрудничеству в различных направлениях, среди которых энергетическое сотрудничество имеет существенное значение. В рамках диалога, конструктивных дискуссий представители государств-членов БРИКС обсуждают текущее состояние, проблемные аспекты международного взаимодействия по различным направлениям, определяют перспективы дальнейшего развития сотрудничества. Каждый год работы БРИКС, проводимые мероприятия вызывают справедливый интерес. В течение 2024 года – в год председательства Российской Федерации в БРИКС – прошло много мероприятий по различным направлениям сотрудничества в сфере энергетики. По результатам встреч, дискуссий сформулированы заслуживающие внимания предложения, которые могут существенно повлиять на дальнейшее укрепление энергетического правопорядка и развитие международных энергетических связей.
Текущее международно-правовое регулирование в сфере энергетики в рамках БРИКС на сегодняшний день осуществляется на двусторонней основе между государствами-членами БРИКС, которые предусматривают различные формы сотрудничества в отраслях энергетики. Анализ заключенных межправительственных соглашений между государствами-членами БРИКС показывает, что данные соглашения на сегодняшний день можно подразделить на несколько условных групп: соглашения о сотрудничестве в нескольких отраслях энергетики; соглашения о сотрудничестве в двух отраслях энергетики; соглашения о реализации энергетического проекта в одной отрасли энергетики. Следует отметить схожесть принципов международного сотрудничества в сфере энергетики, закрепленных в действующих заключенных международных договорах государств-членов БРИКС, что является хорошей предпосылкой для того, чтобы в последующем такие принципы стали основными принципами и во взаимоотношениях с другими государствами-членами БРИКС.
Статья-рецензия на коллективную монографию «Актуальные задачи энергетического права и современной правовой науки».
Настоящая монография посвящена актуальным задачам правового регулирования в сфере энергетики. В работе исследуются современные тенденции правового регулирования топливно-энергетического комплекса в условиях экономических санкций, перспективные направления использования цифровых технологий в сфере энергетики, проблемные аспекты правового обеспечения климатической повестки в Российской Федерации и за рубежом, задачи правового регулирования нефтегазового комплекса, тенденции развития договорного регулирования в сфере энергетики, задачи правового обеспечения корпоративного управления в компаниях энергетической отрасли, сформулированы выводы по дальнейшему формированию энергетического правопорядка в целях обеспечения энергетической безопасности. Монография подготовлена на основе современного законодательства, анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта правового регулирования, может быть полезной для научных работников, практикующих юристов, государственных служащих, представителей судейского сообщества, специалистов в сфере энергетики и всех интересующихся проблемами правового регулирования в сфере энергетики.
28 сентября 2024 года в рамках Молодежного дня Российской энергетической недели успешно состоялась международная научно-практическая конференция «Энергоправовой диалог в многополярном мире – взгляд молодежи, государства, науки, бизнеса»
Статья посвящена 10-летию журнала “Правовой энергетический форум”
Издательство
- Издательство
- НИЦ энергетического права им. В.А. Мусина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- Юр. адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- ФИО
- Романова Виктория Валерьевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://musinlc.ru/